Форум » Наша служба » для знатоков РТВ ПВО и не только » Ответить

для знатоков РТВ ПВО и не только

вш: Форум выпускников КВКУРЭ ПВО. А темы зачастую политические или еще для ругани. Предлагаю рассказать о станциях, фото которых найдены в архивах.

Ответов - 212, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Степанов: Володя, а что нужно рассказывать? На нижней - машина, которая погребла меня под собой. Это нужно? Только странная какая то модификация.

вш: Я не знаю что можно рассказать про эти аппараты. Я с ними знаком только как с "литературными героями" и видел их только на картинках. У меня немного другой профиль. Порывшись в архивах могу и ТТХ узнать и где были и что делали тоже.Но может быть кому-то интересно услышать интересные истории про них и не только. Могу сказать точно, что нет двух совершенно одинаковых (в смысле параметров)РЛС. У каждой свой, не побоюсь этого сказать, характер. Думаю это гораздо интереснее читать, а не про то как какойто 40 летний мужик высказывает свое желание встретиться с другим 50-летним мужиком и "схлестнуться", я полагаю на кулаках, а не на знании, к примеру П-40 или "ДУБРАВЫ". Не потянет тема - уберу дней через 10 дабы не засорять форум.

Степанов: На твоей нижней фотографии - обычная 19Ж6 на непонятной вышке, внешне схожей с 40В6, но это не она. И, более того, кабина отретуширована и антенна отретуширована. Это, скорее всего, фотография из какого то рекламного проспекта, где убраны значимые детали. На моих фото - 19Ж6 на 40В6 и на "Башне 30". Между ними "Циклоида"


вш: Нижний снимок из какого-то иностранного издания. И кроме того, что оно(изделие) называют 5н59 и это снимок 1980 года я не мог сказать. Теперь более понятно, что это такое и с чем ее "едят". Снимки конечно интересные.

Гурий: Володя не спеши убирать, народ после праздников ещё в себя не пришёл! А вспомнить есть что! И дуэли, кстати, были. В смысле у кого станция луше "видит" и так далее!

вш: Гурий, все зависит от посещений и даваемой информации. Я конечно могу выдать кое что, но это неинтересно, для меня в крайнем случае, так как это взгляд со стороны. Для меня это тоже самое, что rippa будет мне рассказывать о 1РЛ- 220 или еще лучше - 1РЛ-245.

Гурий: Володя, терпение и труд всё перетрут!

militaryman1958: На верхнем снимке П-90 "Памир" (она же 1РЛ115), Второй "Машук", третий старушка "Оборона" 5Н84А,. Внизу СТ-68 (не путать с СТ-68У "19ж6"). Вот выдержки из статья из журнала "Воздушно-космическая оборона" № 7 - 2007 г. Гигант радиолокации РЛC П-90 "Памир" - мощное и помехозащищенное средство обнаружения целей и наведения истребительной авиации. Начало 1950-х гг. было отмечено регулярными полетами стратегических самолетов-разведчиков над территорией СССР. Средств не только уничтожения вражеских самолетов, но даже и их обнаружения у Советского Союза попросту не было. Одним из действенных ответов на новые вызовы и угрозы явилось создание высокопотенциальной РЛС П-90 "Памир" 13 марта 1954 г. Телемеханический институт НИИ-20 переименовывается в Государственный Союзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт НИИ-244 (ныне Всероссийский НИИ радиотехники). Перед институтом в этом же году была поставлена задача по созданию мощной помехозащищенной трехкоординатной РЛС П-90 "Памир". В отличие от РЛК "Алтай" РЛС "Памир" являлась трехкоординатной РЛС кругового обзора с повышенной дальностью обнаружения и существенно лучшей защитой от пассивных и активных помех. Антенны для РЛС "Памир" разрабатывались под руководством А.Р. Вольперта. В антенной системе для РЛС "Памир" на передачу формировалась широкая косекансквадратная диаграмма, а на прием система из 24 парциальных остронаправленных диаграмм с шириной диаграммы в горизонтальной плоскости для передачи и приема в 1°. Для формирования парциальных диаграмм А.Л. Эпштейн предложил впервые в нашей практике создать сферопараболическое зеркало. Такое построение позволяло формировать одинаковые парциальные диаграммы в широком секторе углов места. В начале разработки предполагалось создать одну антенну для передачи и приема, подключая в режиме передачи все парциальные диаграммы (каналы) синфазно к передающему устройству, получая при этом широкую диаграмму, образующую зону обзора. В 1967 году в Вильнюсском радиотехническом училище был выпущен один взвод техников на РЛС П-90. Все они побывали на месячной стажировке в Курске. Правда, ни один из них на П-90 так и не попал, большую часть распредели в СПРН. Из всего рассказанного ими запомниолось, что в здании РЛС был целый зал шкафов с блоками КВ-01 (блоки ЧПК системы СДЦ ПРВ-11 и П-80). Должности, на которые их аттестовали, назывались: "Техник потенциалоскопических устройств", "Техник приемных устройств РЛС", "Техник передающих устройств РЛС" и т.д.. Из воспоминаний полковника Петрухина А.И. (заместителя командира Ярославской ртбр по вооружению в 1973-79 г.г., в Череповецком батальоне которой была одна из П-90):"РЛС представляла собой большое сооружение, на высоком бетонном "стакане" которого с шумом по рельсу "катилось" опоро-поворотное устройство очень болшого антенного сооружения. При огромной (по тем временам) мощности РЛС "видела" очень хорошо. Измеренная высота имела свойство от оборота к обороту "прыгать"; огромный объем аппаратуры, выполненной на элементной базе первого поколения, постоянно требовал подстройки и регулировки; аппаратура защиты от помех работала плохо. Из-за большого объема аппаратуры надежность РЛС была низкой". К началу 80-х годов прошлого века все "Памиры" закончили свое существование. По СТ-68 источники информации. С.А. Смирнов, В.И. Зубков. Краткие очерки истории ВНИИРТ. Москва, 1996 г. К концу 60-х годов стало ясно, что основная маловысотная РЛС РТВ ПВО П-15 себя исчерпала и требуется новое средство с более высокими параметрами, в первую очередь - лучшей помехозащищенностью. Кроме того, переход к концепции использования трехкоординатных РЛС и отказу от радиовысотомеров потребовал задания новой трехкоординатной маловысотной РЛС. Разработка такой РЛС была задана головному институту в области радиолокации ПВО - Всесоюзному научно-исследовательскому институту радиотехники (ВНИИРТ) в Москве. По ходу разработки становилось все яснее, что РЛС получается непомерно "тяжелой" и дорогой. Поэтому с интересом было встречено в 1975 году предложение КБ "Искра" (Запорожского завода) о разработке, в интересах Войск ПВО страны, трехкоординатной радиолокационной станции, обеспечивающей обнаружение низколетящих целей в условиях интенсивного воздействия комбинированных помех (шифр СТ-68У). Цитата: К великому сожалению, повторилась история, похожая на историю с РЛС "Машук", когда нужно было решить вопрос о запуске РЛС СТ-68 в серию. По мнению заказчика, РЛС была очень дорога, а радиотехнические войска технически и организационно не были готовы к освоению и эксплуатации этой РЛС. В итоге в производство была рекомендована РЛС СТ-68-У, лишенная многих преимуществ СТ-68, с худшими характеристиками по защищенности от помех, меньшей производительностью и быстродействием процессов из-за отсутствия автоматизации. Но она была дешевле и проще технологически. Просто задавалась в разработку современная маловысотная РЛС, а получился очередной доисторический мамонт на десятке прицепов с радиусом зоны обзора 100 км. (дальность радиогоризонта) взамен РЛС П-15, смонтированной на одной автомашине и одном одноосном прицепе. Войскам такая станция была явно не нужна... Один опытный экземпляр РЛС СТ-68 был передан в РТВ Московского округа ПВО, второй - в ВИРТА ПВО, но штаты на них так и не открывались, РЛС фактически не использовались. По прошествии времени обе РЛС списали. Про "Машук" в следующий раз.

militaryman1958: Приношу извинения, погорячился. На втором снимке "сестра" П-14, П-70 Из статьи Александра Ароновича Зачепицкого в журнале "ВКО" (2007 г.) «Страж советского неба - РЛС П-70 - самый высокопотенциальный радар радиотехнических войск ПВО» Радиолокационная станция П-70 (шифр "Лена-М") она же 1РЛ117, 5Н117 разработана в период 1960-1968 гг. и предназначалась для работы на больших стратегических просторах приграничных районов СССР. Эта станция являлась самым высокопотенциальным локатором радиотехнических войск ПВО за всю историю их существования. РЛС П-70 работала в метровом диапазоне волн. Радары метрового диапазона до сих пор составляют основу дежурного поля страны. Разработка РЛС П-70 приходится на годы расцвета отечественной радиолокации. Ее создатели трудились в обстановке огромной заинтересованности и благоприятствования со стороны как заказчика, так и ведомственного руководства (министерства). Главным конструктором РЛС П-70 был Овсянников Василий Иванович (к тому времени лауреат Государственной и Ленинской премий СССР). Ленинскую премию Овсянников В.И. получил как главный конструктор прекрасной РЛС П-14 (шифр "Лена", испытания РЛС прошли в 1959 г.), модификации которой и до сих пор являются одним из основных дежурных средств радиолокационного поля РТВ ВВС РФ. РЛС П-70 предназначалась (взамен РЛС П-14) для использования в составе радиолокационных узлов 5Н18 и 5Н55 комплекса «Электрон» и систем «Воздух - 1М» и С-100, а также в качестве автономной станции в радиотехнических войсках Войск ПВО страны. РЛС П-70 обеспечивала: измерение и выдачу координат (азимута и дальности) до цели; выдачу пеленга на самолет-постановщик активной помехи; опознавание государственной принадлежности своих самолетов (в системах «Кремний-2» («Кремний-2М»). В станции была предусмотрена возможность сопряжения с системой автоматического съема координат. РЛС обеспечивала обнаружение, опознавание и пеленг воздушных целей с темпом 24 с. и 12 с. как в простой (дежурный режим), так и в сложной помеховой обстановке в любое время суток при сложных метеоусловиях: дожде, гололеде, в интервале температур от -50°С до +50°С и при скорости ветра до 30 м/сек. Аппаратура РЛС размещалась на технической площадке и на выносном посту управления (ВПУ). На технической площадке размещались: аппаратное двухэтажное здание станции, трансформаторная подстанция промышленной сети и другие подсобные постройки. РЛС производились 8 лет, по 1-2 комплекта в год. Всего было изготовлено 11 комплектов РЛС, но мест дислокации - 10. (Вайалахти, Амдерма, Анадырь,Порхов, Котлас, Керчь, о.Русский, СВ Банк, "Горизонт", ) Один комплект был развернут на территории МНР (Экспедиция "Горизонт"). Одиннадцатый комплект был поставлен на Дальний Восток (о.Русский?) для замены РЛС, выработавшей ресурс, но потребовалась замена РЛС на "Горизонте" и одиннадцатый комплект был перевезен в МНР. Но произвести замену РЛС не удалось, так как на месте складирования ящиков с аппаратурой случился пожар и часть аппаратуры сгорела. Поэтому расчет заменил своими силами часть блоков. Через несколько лет, в связи со сворачиванием экспедиции оба комплекта РЛС списали.

Степанов: На снимке отретушированная 19Ж6. Осмелюсь предположить, что это вообще не снимок, это рисунок, поскольку без "ног" станция просто падает. И вышка в такой конфигурации просто упадет.. Приведенный Вами текст гуляет с одного сайта на другой. Первоисточник находится на "Вестник ПВО" http://pvo.guns.ru/index.htm, но это тоже не факт. Не знаю, каких преимуществ лишилась СТ-68У или СТ-68УМ, против СТ-68, однако считаю, что 19Ж6/СТ-68УМ/5Н59/ST-68 - одна из лучших РЛС, предназначенных для борьбы с крылатыми ракетами в условиях помех. Ее единственный недостаток, не позволяющий использовать ее на БД, - невозможность работы по малоскоростным целям. Руста пропустили именно потому, что она в принципе не видит подобных целей. Поэтому, после испытаний по "Русту"? в войска начала поступать 35Д6. Для ближнего боя лучше РЛС я не встречал, хотя видел многр разных. И еще - в приведенном выше тексте упоминается громадина из десятка прицепов (якобы СТ68) - она назывется СТ-67 или 5Н69.

вш: Шикарный материал позволивший расширить мои скромные познания в истории РТВ ПВО. Спасибо.

NikolA: Громадина СТ67 он же 5н69 click here click here действительно Громадина с большой буквы, в конце восьмидесятых такой был в Городце и Урене (правда когда я туда пришёл он уже готовился к списанию) Горьковской бригады. И если не изменяет память там прицепов десятка полтора два. И трудно, даже очень трудно назвать его мобильным. Штурмана радовались точностным характеристикам. Наши инженеры материли за трудности и неудобство эксплуатации.

isakov: На мой взгляд очень интересная тема. Только зашел, и вторая фотка сверху всколыхнула. На этой ласточке довелось служить аж восемь лет, и на двух образцах в двух местах. К сожалению на данный момент не нашел у себя ни одной фотографии внешнего вида П-70. Осталось несколько фоток с первого места их выложу надеюсь будет интересно. Не хочу оспаривать материал статьи. Пишу, что помню и в чем уверен. По количеству выпущенных комплектов да, но я общался с офицерами служившими на 117 в Измаиле батальон по моему подчинялся Одессе. И когда в 1985 уезжал из Шилуте вместо меня приехал капитан с полуострова Русский это где то в районе Мурманска. И слышал, что есть 5н117 в ртб Пярну Эстония, там кстати была и П-90 Кроме того в Шилутском ртц кроме П-70 была и П-90. Я ее немного застал работающей, Списали ее году в 1983 плюс минус год. По размерам и по всему впечатляла, а толку по моему также как и от П-15. Ни кого не хочу обидеть это мое субъективное мнение. Служил на 1-й П-70 1978-1981 Мандал-Гоби вч. п.п. 76631-С. Фотки от туда 1 нахожусь на первом этаже отделение передающих устройств канал Г 3 усилитель 2 тоже только 4 усилитель 3 второй этаж отделение передающих устройств антенный коммутатор 4 нахожусь на первом этаже отделение передающих устройств канал В правильное название стойки не помню но что делаю помню – настройка фазовой АПЧ на Задающем генераторе 5 на втором этаже держусь за ручку серводвигателя 3 или 4 усилителя зачем не знаю 6 на в тором этаже отделение приемных устройств держусь за что-то на НРЗ, это по моему для газеты. На заднем плане стойки приемных устройств. 7 первый этаж машинное оделение у гидропривода 2-го привода вращения А вот эти фотки из октября 2007 года Первое место службы вспоминал часто и было огромное желание попасть. Даже во сне снилось, что там 5 и 9 этажные дома стоят благо Улан-Батор дает повод так подумать Ведь живу в принципе не далеко по прямой около 900 км И вот в 2007 подворачивается удачный случай и вот, что на яву Приятно удивило, что из всего гарнизона Мандал – Гоби единственная наша позиция осталась почти не тронутой только, в гараже нет ворот, а так как и 29 лет назад все точно в таком же виде. Даже дорога по которой ездили видна. Ну а все остальное без комментариев На второй этаж лестниц нет поэтому туда не попал С этого места сотовая берет отлично с домом связался с первого набора А это вместо5 и 9 этажек. 2 место службы на 5Н117 ртц Шилуте 1981 – 1985 к сожалению фоток нет

bil: Помню был такой случай, вышла из строя лампа ГИ-5Б передатчике в П-14, быстро поставили новую, но передатчик так и не заработал, хотя все в норме и импульс запуска и накал и модулятор, долго ломали голову пока не додумались лампу осмотреть и зачесали репу,- с виду как ГИ-5Б, а написано ГИ-24Б посмотрели емкости межэлектродные сильно отличаются от паспортных данных ГИ-5Б, а уж потом сообразили наверно с П-70 по ошибке прислали, стояла в Азербайджане на РЛУ в Св Банке, там наверно передатчик многокаскадный, вот там они стояли в усилительных цепочках, если я не прав поправьте

bil: bil пишет: А это вместо5 и 9 этажек. Да машина вроде одноэатажная, на моногоэтажки поменял?

isakov: Передатчик на каждом канале представлял из себя каскад последовательных усилителей 1- Задающий генератор на ГУ-38 (не уверен за точность), и последовательно четыре усилителя - 1, 2, 3, 4 й, какие лампы не помню. По габаритам 1 подобен передатчику П-18, 2-й П-14. а 3 и 4 больше Обороновского Точно помню в 4 усилителе стояла ГИ-42Б. Одному ее поставить практически не возможно, вес большой. В Мандал-Гоби работали мало обеспечение ЗИПом отличное смена ламп в ПДУ в основном на годовых регламентах. В процессе работы меняли диоды ВИ-22 (не уверен за цифры) В Шилуте П-70 работала по графику там проблем было больше Усилители по конструкции как и на Обороне. только размещены вертикально. Блок-схема каждого усилителя тоже как на Обороне. Насколько помню П-70 в СВ Банке первая введенная в эксплуатацию в стране П-70, в Мандал-Гоби вторая по порядку введенная в эксплуатацию в году 1969, это из разговоров с заводской бригадой которая раз в год приезжала годовые регламенты из Горького. Кстати в Шилуте последняя П-70 поставленная на БД в СССР Да машина вроде одноэатажная, на моногоэтажки поменял? Ну конечно одноэтажная. Многоэтажные только автобусы в Лондоне

militaryman1958: Более подробноо СТ-68 можно посмотреть в "Кратких очерках истории ВНИИРТ". Москва, 1996. А по поводу СТ-67 могу сообщить следующее: Трехкоординатный РЛК СТ-67 «Обь» или «Салют» (5Н69). Диапазон: дециметровый. Определяемые координаты: азимут, дальность, высота. Дальность обнаружения (по МиГ-21): На высоте 100 м. - 40 км.; 20 000 - 425 км. Помехозащищенность: от ПП 1-2 п/100 м.; АШП - 100 Вт/МГц. Состав комплекса: Прицепы типа 2603 - 3; КПП-15 - 7; КУНГ-П10 - 1 шт; полуприцепы МАЗ-938Б - 6 шт.; Для передислокации необходимо: КрАЗ-255В - 13; КрАЗ-255Б - 20; железнодорожным транспортом: 25 платформ, 3 полувагона, 1 крытый вагон. Время развертывания 24 часа (реально - 30 - 45 суток с участием заводской бригады). Время включения - 10-12 мин. Особенности построения. Первая трехкоординатная РЛС нового поколения. Выполнена на элементной базе второго - третьего поколений. Для определения высоты использовался метод частотного управления лучем (ЧУЛ) - передатчик вырабатывал длинный ЛЧМ сигнал. Основной облучатель (типа "бревно" или "змейка") представлял собой "змейковый" волновод с прорезанными щелевыми излучателями. При генерировании сигнала одной частоты соотношение фаз электромагнитной энергии, излучаемой каждым элементарным излучателем формировало в пространстве узкую в вертикальной плоскости диаграмму. При изменении частоты излучаемого сигнала (в течении зондирующего импульса)соотношение фаз сигнала, излучаемого каждым элементарным излучателем менялось и узкий в вертикальной плоскости луч, перемещался по углу места. Чтобы обеспечить достаточно узкий луч пришлось применять зеркало большого вертикального размера, имеющее большую массу. Чтобы сбалансировать такую массу нужен был противовес, в качестве которого "повесили" вторую антенну. Чтобы как-то это обосновать придумали режим переключения передатчика к различным антеннам, который никогда практически не использовался. Режимов обзора было создано множество. Имелся и аварийный режим, когда передатчик излучал "гладкий" сигнал, а косекансквадратная характеристика формировалась с помощью дополнительного облучателя типа "сыр". Вся антенна перевозилась на огромных полуприцепах, из которых собиралась огромная конструкция опорно-поворотного устройства. Выглядело это очень внушительно и вращалось с соответствующим шумом, что давало повод войсковым острословам называть РЛС "СТратегический вентилятор". Аппаратура была под стать антенне - в пяти больших прицепах-вагонах. Но поскольку у войск уже были "крупные" станции наподобие П-80, то это особых нареканий не вызывало. Освоение РЛС проходило сложно. В войсках требовалось проводить инженерные работы по подготовке позиций (с использованием специальных машин "Анкер"), на КП искали резервы площадей для размещения выносной индикаторной аппаратуры (требовалось около 40 кв. метров). Где резервов не находили - строили дополнительные помещения. Много нареканий вызывала недостаточная точность измерения высоты, особенно при обеспечении ИА. Не удовлетворяла и надежность. Следует отметить, что процесс съема высоты оператором был не очень удобным, требовалось выполнить несколько операций-манипуляций. Как обычно, не хватало ЗИП, приходилось возить нарочными из Горького. Время шло, количество станций в войсках достигло нескольких десятков, РЛС перестала быть редкостью, приобрёлся опыт. Инженеры, успевшие поэксплуатировать и 5Н87 и 5Н69 отмечали, что во многом эксплуатация СТ-67 проще - меньше каналов обработки (одних приемников в 5Н87 почти два десятка, с учетом ПРВ), меньше кабин (в 5Н87 одних ППК минимум четыре, замучаешься бегать). Заводчане хорошо видели недостатки своего детища и принимали практические меры к его совершенствованию, тем более, что количество выпущенных РЛС с каждым годом увеличивалось. В КБ завода была разработана новая, более легкая и надежная антенная система, количество кабин сократилось. Но время было упущено, уже "подпирала" новая РЛС на замену - "Десна". И от модернизации СТ-67 пришлось отказаться. ЛОКАТОР-"МАСТОДОНТ" производился Горьковском телевизионном заводе имени В.И.Ленина с 1977 по 1988 год (современный «НИТЕЛ»), всего изготовлено 38 комплектов.

иванов в: Здравствуй Алексей СТ-67 стояла в Запорожье я бы не сказал что она слишком большая.Также салют видел в Дальнереченске и в князь-волконке но уже этих станций нет.Вообще локатор хороший.но пока научились технику списали

вш: Сергей Исаков упомянул "полуостров Русский". Не оспаривая написанное хочу отметить наличие нга Д.Востоке острова Русский. Может это имелось ввиду.

isakov: вш пишет: Сергей Исаков упомянул "полуостров Русский". Не оспаривая написанное хочу отметить наличие нга Д.Востоке острова Русский. Может это имелось ввиду. Я имел ввиду именно полуостров Русский на Кольском полуострове по крайней мере мне его так называл мой сменщик на о.Русский на Дальнем Востоке П-70 стоял в статье написано (Вайалахти, Амдерма, Анадырь,Порхов, Котлас, Керчь, о.Русский, СВ Банк, "Горизонт", ) Один комплект был развернут на территории МНР (Экспедиция "Горизонт"). Одиннадцатый комплект был поставлен на Дальний Восток (о.Русский?) для замены РЛС, Вайалахти может это ртб Пярну.Здесь не упомянут Измаил, мой начальник отделения в Мандал-Гоби по замене уехал в Измаил. Его я потом встречал в 1988 году в Харькове на переподготовке он служил начальником отделения ППУ в Измаиле. Про Порхов вообще ни чего не слышал. В 1979 году и 1980 мне несколько раз пришлось плотно общатся с несколькими заводчанами, настройщиками передатчиков, бывал в Горьком на заводе и от них хорошо помню рассказы про дислокацию П-70, т.к. они были на всех станциях. Про последний комплект они тогда говорили, что он предназначен для точки в бухте Ольга на Дальнем Востоке и вроде бы сам комплект уже находился на точке, но там были проблемы со строительством здания и поэтому его не разворачивают.



полная версия страницы