Форум » Наша служба » ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 8) » Ответить

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 8)

N.Nadych: ....Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в СССР осуществлялось через 10-е ГУ ГШ ВС СССР. Многие из нас прямо, или косвенно были причастны к этому - обучали ИВС (иностранных военнослужащих), были в загранкомандировках, занимались поставками техники, вооружения и т.д. ....Времени с тех пор прошло немало, есть о чем вспомнить, о многом теперь можно рассказать.

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

N.Nadych: МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum, Фа́лкрём — англ. Точка опоры) — многоцелевой истребитель четвёртого поколения. Дойчланд Первый полёт - 6 октября 1977 Начало эксплуатации - 27 октября 1983 Единиц произведено - прим. 1132 МиГ-29 и 197 МиГ-29УБ Варианты МиГ-33, МиГ-35 Длина: 17,32 м пустой: 10900 кг взлётный: 15180 кг макс. взлетный: 18100 кг Тяговооружённость: при норм. взлётной массе: 1,09 кгс/кг Макс. скорость: на высоте: 2450 км/ч (2,3 М), у земли: 1500 км/ч (1,26 М) Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М) Дальность: 1430 км (с 2 ПТБ - 2100 км) Продолжительность полёта: до 2,5 ч Потолок: 18000 м Вооружение - 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов Боевая нагрузка: 2180 кг Точки подвески: 7 Ресурс планера - 2,5 тыс. лётных часов, или 20 лет службы. - В серии с 1982 г. В 1988-м МиГ-29 был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо. Активно продвигался на экспорт. К концу 1991 г. было построено ок. 1200 одноместных истребителей МиГ-29 в Москве и почти 200 «спарок» МиГ-29УБ в Горьком. - Хорошо помню тот небольшой ажиотаж в Одесском ВВОКИУ ПВО, вызванный невиданной до тех пор открытостью - публичной демонстрацией новейшего "29-го" в Фарнборо. Не скрою, приятно было наблюдать восхищение иноземных слушателей достижением нашего авиапрома. Модификации - МиГ-29 — фронтовой истребитель - МиГ-29 — экспортная модификация, поставлявшаяся в страны Варшавского договора и другие страны, в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций. - МиГ-29Б — экспортная модификация поставлявшаяся в страны, не входящие в ОВД, в экспортную модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э)Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1 имевшие ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций. - МиГ-29 — фронтовой истребитель. Отличался наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки. - МиГ-33 (или МиГ-29М) — дальнейшее развитие МиГ-29 - МиГ-29С — дальнейшее развитие, в номенклатуру вооружения включена ракета Р-77(РВВ-АЕ), у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей. - МиГ-29СД — добавлена возможность дозаправки в воздухе, увеличен ресурс. - МиГ-29СМ — модификация МиГ-29С, с возможностью применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность. - МиГ-29СМТ — модернизация МиГ-29СМ - МиГ-29К — палубный - МиГ-29КУБ — палубный учебно-боевой - МиГ-29КВП — опытный самолет для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки. - МиГ-29УБ — учебно-боевой, не имеет РЛС. - МиГ-29УБТ — конструкция близка к МиГ-29СМТ, но все же является модификацией МиГ-29УБ. - МиГ-35 — дальнейшее развитие МиГ-29 и МиГ-33 - МиГ-29М2 — двухместный многоцелевой истребитель - МиГ-29ОВТ — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги, на базе МиГ-29М - МиГ-33 (МиГ-29М) — внесены значительные изменения в конструкцию и БРЭО, расширена номенклатура воор. и увеличены топливные баки. - МиГ-35 — глубокая модернизация МиГ-29М - МиГ-35Д — двухместный вариант МиГ-35 Кабина пилота

N.Nadych: Стоит на вооружении Страны, имеющие МиГ-29 на вооружении. Тёмно-красным - страны, в которых он был на воор. ранее Алжир Бангладеш Болгария — в 1990-м 18 истребителей, 4 УБ. Два иап - ( Равнец и Ямбол). Венгрия Индия — первая получила МиГ-29, с 1986 г. ок. 70—80 самолётов. Потом закупили палубные: 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ. Иран — с 1990 г. 14-17 машин. Ещё какое-то число МиГ-29 перелетело из Ирака во время войны 1991 г. и поставлено на вооружение. Йемен КНДР — с 1988 г. 25 истребителей, 5, 57-й иап (Ончон). Куба — c 1989 г. 12 или 16 шт. (1-й эскадрилья (Сан-Антонио-де-Лос-Банос). Малайзия Мьянма Перу - в т.ч. 22 — из ФРГ. Сирия - 20 самолетов Словакия Судан Шри-Ланка Эритрея Югославия — в 1987-м 14 истребителей и 2 УБ. После распада страны самолёты достались Сербии. Стоял на вооружении Германия — с 1988 г. ГДР получила 20 истребителей и 4 УБ. После объединения Германии они были на воор. 73-й эскадры и прошли модернизацию. Один самолёт был потерян, остальные (кроме одного, оставшегося в музее) сняты с вооружения и переданы Польше в 2003-04 гг. (!?). Ирак - С 1987 г. 40—50 шт. Много потеряно в войне 1991 г. (сбиты, уничтожены на земле или перелетели в Иран), некоторые самолёты оставались на воор. до американской оккупации в 2003 г. Румыния — в 1989-м 10-14 истребителей и 2 УБ. Чехословакия — в 1989-м 18 истребителей и 2 УБ. После распада страны, в 1992-м, самолёты разделены поровну между Чехией и Словакией. Чехия — после распада Чехии досталось 9 истребителей и 1 УБ. В марте 1994 г. сгорела единственная спарка и готовить новых пилотов МиГ-29 стало не на чем. В 1995-м 9 оставшихся МиГов переданы Польше в обмен на вертолёты W-3 «Сокол». Польша Словакия http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/Mikoyan-Gurevich_MiG-29B_%289-12B%29_Serbian_AF.jpg/800px-Mikoyan-Gurevich_MiG-29B_%289-12B%29_Serbian_AF.jpg Югославия http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/MiG-29K_on_the_MAKS-2009_%2801%29.jpg/800px-MiG-29K_on_the_MAKS-2009_%2801%29.jpg МиГ-29К ВМС Индии

N.Nadych: Боевое применение "Буря в пустыне" - 1991 г. - Ирак решил купить МиГ-29 (до 130 машин) в 1988-м, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 г. (авиабаза Талили). 36 МиГ-29 и 6 МиГ-29УБ были самыми современными истребителями ВВС Ирака, однако во время "Бури в пустыне" они не смогли проявить себя из-за полного господства в воздухе авиации Многонациональных Сил. 17 января, по данным частных исследователей, ссылающихся на иракские данные, МиГи атаковали B-52G (ракетой Р-27Р), F-111F и итальянский Tornado IDS (ракетами Р-60МК), однако они успеха не принесли. По заявлению ВВС Ирака, пилоты МиГ-29 одержали одну воздушную победу, сбив 18 января ракетой Р-60МК британский "Торнадо"; это не подтверждается и не опровергается западными источниками, поскольку самолёт, о котором идёт речь (серийный номер ZA467), пропал во время ночного вылета и причина потери самолёта после этого не была официально установлена. - В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29). - 17 января F-15C 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29. 18 января F-15C того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно. - Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны) и какое-то число могло быть потеряно на земле в результате авиаударов МНС. Эфиопо-эритрейская война (1998—2000) - После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998-м Эритрея срочно начала перевооружать свои ВВС, состоявшие на тот момент в основном из лёгких УБ самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 гг., противники на истребителях четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК : они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 г., а также 16 мая 2000 г. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Т.о., в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29.. По нек. сведениям, за время б/д истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21. Операция НАТО против Югославии (1999) - У югов было 16 МиГ-29, (127-я иэ 204-го иап.(аэродром Батайница, возле Белграда). Использовались они ограниченно, совершив 11 боевых вылетов. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства. После того, как 4 мая в воздушном бою погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились. - По нек. данным, МиГ-29 одержали 6 побед, в т.ч. им приписывали уничтожение 27 марта самолёта-«невидимки» F-117 и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Дюкичу. Но F-117 был сбит зрб под командованием Золтана Дани. Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11 МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным причинам (в основном уничтожены на земле). Каргильская война (1999) - В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае—июле 1999 г. индийские МиГ-29 выполняли эскортирование истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением. Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.) - ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003—04 гг, обязавшись при этом не использовать их в б/д в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 г. дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. По нек. сведениям, его пилотировал кто-то их бывших наших, (погиб при катапультировании). Другие эпизоды - Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 г. - Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 г., когда были сбиты два лёгких самолёта Цессна 337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли Цессны в воздушное пространство Кубы или нет, но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов, МиГ-29 сбил самолёты ракетами Р-73. Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов - В 1975-76 г.г. на вооружение США поступили истребители 4-го поколения F-16 и F-15. В СССР МиГ-29 (также являясь истребителем 4-го поколения) был принят на воор. в 1983 г. - В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 г. были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15. - По официальным данным США и НАТО, в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 11 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны. - На сайте МО Сербии, Нейбоша Дуканович, бывший в 1999 г. командиром 127 эскадрильи (летавшей на МиГ-29), подтвердил, что 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях. F-15 F-16 победы МиГ-29 0 0 потери МиГ-29 9 2 - Однако, оценивая эти итоги, надо иметь в виду. что то были МиГи экспортных модификаций и пилотировались они отнюдь не асами. Да и воздушные бои проходили в условиях сильного превосходства военного потенциала противника.


N.Nadych: Чехословакия Индия Малайзия Перу Арсенал 29СМТ

N.Nadych: ГДР Ирак Индия, аэ "Черные лучники"

N.Nadych: МиГ-31- (по кодификации НАТО: Foxhound, Фо́ксхаунд — англ. Лисья гончая) — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. - Предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км. Первый полёт 1975 Начало эксплуатации 1980 Годы производства 1975-94 Произведено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б. Базовая модель МиГ-25 Экипаж: 2 человека Масса пустого: 21820 кг С полной заправкой: 39150 кг Макс. взлетная масса: 46750 кг Масса топлива: 17330 кг Макс. допустимая скорость на высоте: 3000 км/ч (2,82 М) Крейсерская скорость: o форсажная: 2500 км/ч (2,35 М) o бесфорсажная: 950 км/ч (0,9 М) Дальность: o на форсажной крейсерской скорости: 1500 км o на бесфорсажной крейсерской скорости: + без ПТБ: до 3000 км + с ПТБ: до 3300 км Радиус: 720 км Продолжительность полёта: до 3,3 ч Потолок: 20000 м Вооружение пушечное: шестиствольная ГШ-6-23 (б/к: 260 патронов) Точки подвески: 6 для ракет + 2 для ПТБ - Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. В 1977 г. началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1980-м. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1983 г. "31-е" заступили на боевое дежурство на ДВ — на аэродроме Сокол, остров Сахалин. - Основу системы управления вооружением составляла РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа «истребитель» до 180 км (для цели с ЭПР 19м²) (дальность автоматического сопровождения — 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ макс. дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 30 целей и одновременно может атаковать до 12 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С). - Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность от 0 км до бесконечности). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС. - Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»). - Самолёт оснащен средствами РЭБ радиолокационного и ИК-диапазонов и способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора). Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ: - Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса - Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до 6 единиц), противокорабельными УР X-31А (до 6), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до 3) или X-59М (до 2), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Макс. масса боевой нагрузки составляет 9000 кг. - Он имеет принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ. - Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). - На экспортном варианте этого истребителя — МиГ-31ФЭ — могут устанавливаться и интегрироваться образцы вооружения и оборудования западного производства. - Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч. 38 мин. Модификации * МиГ-31Б — серийная модификация, оснащённая системой дозаправки в воздухе * МиГ-31БС — модернизированный до уровня МиГ-31Б * МиГ-31БМ — модернизация 1998 г., современная версия МиГ-31. * МиГ-31Д — экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету «Ишим». * МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория * МиГ-31М — модернизированный в 1993 истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО * МиГ-31Ф — многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта) * МиГ-31ФЭ — экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ * МиГ-31Э — экспортный вариант с упрощённым БРЭО * Миг-31ДЗ — серийный, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины - Есть противоречивая инфа о закупке Китаем 24 самолетов в еще в первой половине 1990-х. - Сюжет за МиГ-31 можно было и не выкладывать на эту ветку, поскольку он не вписывается в рамки советского ВТС, если бы, не маленькое НО ... - Летом 1990-го, в аккурат перед захватом Кувейта, СССР посетила важная иракская делегация, в т.ч. на предмет закупки новых образцов ВиВТ. - Иракский адъюнкт майор Мохаммед Росоол (заканчивал Одесское ВВОКИУ ПВО по РЭБ, кажется, в 82-м), как агент Мухабарата (а может и резидент, - ХЗ, одним словом "сильный пуриц"!!), очевидно был ознакомлен с некоторыми результатами переговоров. С очень довольным видом он рассказывал мне, что члены делегации были очень удовлетворены увиденным (ну так гласность была!). С его слов им "показали всё, даже МиГ-31" (чего они по всей видимости не ожидали). Так, что, Ирак был кандидатом №1 на покупку МиГ-31. - Но в августе 90-го Саддам заграбастал Кувейт. ООН наложила санкции, которые закончились "Бурей в пустыне" (1991) и широкое и глубокое советско-иракское ВТС почти накрылось медным тазом. - 22 апреля, год прим. 1990-й. (день рождения В.И.Ульянова-(Крупского), - кто забыл). Иракская национальная группа (на тот момент были только эти адъюнкты, курсанты уже обучались дома) перед памятником вождю мирового пролетариата после возложения цветов. - Крайний слева и есть тот самый майор Мохаммед Росоол. Крайний справа - старший иракской национальной группы подполковник Моаты Наджи Саид, кстати, - курд по национальности.

N.Nadych: За иракского адъюнкта подполковника Моаты Наджи Саида (старшего иракской национальной группы), который на верхнем снимке крайний справа. - Из всех иракцев, которые в общем-то народ специфичный, он мне был по душе больше всех. Всегда спокоен, корректен, выдержан, вежлив и т.д. Кроме этого чувствовалось, что за пазухой он камень не держит. Поверьте на слово, - иногда в общении с некоторыми ИВС это чувствовалось. - Дело было году в 89-90-м. Иду как-то по коридору в свой кабинет, а из него выходит он с початой коробкой хороших конфет. Говорит, - Угощайтесь. Взял одну, поблагодарил, он говорит, - Возьмите ещё. Взял ещё. Перекинулись парой фраз. Захожу к себе (а в кабинете мы были двое, - я и завделопроизводством офицерских курсов - Светлана Ивановна, кстати, дочь начальника Одесского ВТУ ПВО во второй половине 50-х генерал-майора Архипова). Вот она мне и говорит, что Моаты присвоили звание подполковника. Тут я понял причину угощения им конфетами, а в коридоре из-за неяркого освещения, я не обратил внимание на новую звезду на его погонах. - Надо было "исправлять" ситуацию. Зашел в его в кабинет (через пару дверей от нас, он обитал там с адъюнктом Джалилом) и сердечно, от всей души (не побоюсь этого слова) поздравил его с очередным воинским званием. Кажется, даже приобнял его. По его глазам заметил, что он был тронут таким открытым проявлением мной нескрываемых добрых чувств к нему. - Мы были почти ровесниками, значит ему сейчас чуть за 50. Как он там? Жив ли ещё в той кутерьме? Надеюсь на лучшее и желаю ему всего самого доброго.

N.Nadych: - В иракской армии зимней формы одежды, в нашем понимании, нет. То есть, она есть, но для нашей зимы она не всегда подходит. Зимняя куртка, например, вполне выполняла свое назначение одесской зимой, а вот зимнего головного убора (шапки) у них не было предусмотрено. Согласно контракта на обучение, адъюнктов мы формой не обеспечивали. Поэтому адъюнкты (и иракские и сирийские и ливийские) покупали гражданскую шапку и носили ее при униформе. Конечно, можно было заставить их приобрести нашу армейскую зимнюю шапку, но такое никому в голову не приходило. На всякие построения адъюнкты не привлекались, поэтому шапки гражданского образца начальству глаза не мозолили. - Так вот, у подполковника Моаты Наджи Саида была просто шикарная шапка такой роскошности, что я ни до, ни после, такой нигде не встречал. Это был просто шедевр в мире шапок.

N.Nadych: - В то утро, что на снимке (22.04 - день рождения Ильича) после возложения цветов к подножию памятника "основателю Коммунистической партии и Советского государства" нашими кафедрами и службами, начали возложение курсанты и слушатели факультетов (после возложения курсанты и слушатели уходили в столовую на завтрак, а наше командование подразделений становилось в почетный строй напротив памятника). Так вот, перед началом церемонии все слушатели офицерских курсов были в строю (старшие групп с букетами) и только иракцы были без цветов, потому как запаздывал старший иракской национальной группы подполковник Моаты Наджи Саид. Это вносило маленькую нервозность. Факультеты (ЗРВ и РТВ) прошли, начали возлагать цветы группы офицерских курсов. И вот тут он (Моаты) появляется через КПП и ускоренным шагом идет к памятнику с роскошным венком (такого большого не было ни у кого), Он приостановился (на глазах у командования училища), выискивая глазами наше подразделение. Надо было разрулить ситуацию и я пошел ему навстречу и махнул рукой, чтобы он двигался быстрее. Успел он тютелька в тютельку, - как раз к моменту подхода к памятнику иракской группы, - возложил венок, стал в строй группы и они (иракская национальная группа) секунд 20 стояла перед памятником отдавая почести вождю. Оркестр училища (лучший в ОдВО), исполнял соответствующие мелодии. Чувствовалось торжество. - В тот день от Ирака был самый большой венок (остальные возлагали цветы в букетах, или корзинах).

N.Nadych: - О цветах. Не припомню, кто именно (но араб точно), как-то спросил меня, - Почему мы дарим женщинам цветы? Я чуть оторопел от такого вопроса, но сообразил, что у них там края полупустынные как минимум и цветы там просто не растут, а если женщинам и дарят подарки, то только материального плана (ну, так у них принято). - Поэтому наши заморочки - дарить какие-то растения вместо материальной вещи - им кажутся смешными. Я как мог объяснил ему, что цветы, - они такие красивые, женщины их очень любят, что подарок - это вещь материальная, а цветы - это знак внимания и подарок как-бы духовный, который женщину никчему не обязывает, в отличии от подарка материального и т д. - Не уверен, что смог ему правильно донести этот аспект нашей культуры. Непросто все это ...

N.Nadych: - На выходные приезжали в гости родственники с Николаева, так один из них - Петр Алексеевич, работал на Николаевском ЧСЗ (Чорноморском судостроительном заводе), крупнейшем на Черном море. (У Петра Алесеевича - золотые руки и кроме таланта - два образования - техникум и институт). Он своими руками строил ТАКР (тяжелые авианесущие крейсера) "Адмирал Кузнецов", "Варяг", и атомный "Ульяновск". - Кстати, "Адмирал Кузнецов", пока строился, четыре раза менял название, - "Советский союз" (проект, по др. данным "Кремль"), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси" (испытания), и наконец - "Адмирал Кузнецов"). Названия "Леонид Брежнев" и "Тбилиси" я запомнил хорошо, потому как они мне часто попадались на глаза при прохождении на катере по касательной мимо завода на морвокзал. - Так вот, Пер Алексеевич вспоминал, что с конца 1989 по 91 г. на ЧСЗ для строящегося по советскому проекту в Индии крейсера, в 13-м (механическом) цехе изготовили линию гребного вала. С Питера доставили гребной винт (или два). Затем рабочие 44-го цеха собрали все это, потом разобрали и упаковали для отправки в Индию. - Для установки на индийский крейсер линии гребного вала и главного упорного подшипника с 44-го цеха ЧСЗ в Бомбей на год выезжала заводская бригада (12-15 чел.), затем повторно еще на полгода. Крейсер строился с помощью англичан и норвегов. Само собой, участвовали и наши, - ленинградцы (машина) и николаевцы (котлы). Петр Алексеевич тоже должен был ехать в Бомбей, но что-то не получилось. - По рассказам специалистов ЧСЗ, выполнявших бомбейский контракт, там была сильная антисанитария (улицы загажены), поэтому вечером даже обмывали ноги раствором марганцовки; на улицах много попрошаек, но давать им ничего нельзя было, потому что остальные бродяги просто раздели бы дающего.

N.Nadych: - Cоскучился я по Африке, вернее захотелось побродить (посредством гуглоскопа) и поискать интересные объекты военной инфраструктуры. Цель - Мозамбик. click here Артбатарея береговой обороны на мысе южнее Мапуту click here Вероятно, зрдн С-125 "Печора", км. в 2.5 западнее артбатареи click here Зрдн С-75, км. в 3-х северо-западнее предыдущей позиции click here МиГ-21 на военном терминале аэропорта Мапуту click here Позиция батареи ЗА левее ВПП

N.Nadych: Экскурс в страноведение (была такая дисциплина в системе командирской подготовки офицеров Одесского ВВОКИУ ПВО) Республика Мозамбик, - бывшая португальская колония Независимость - с 25 июня 1975 (от Португалии) Официальный язык - португальский Столица Мапуту Территория - 801 590 км² (35-я в мире) Население - 21 284 700 чел. (55-е), 25 чел./км² Годовой прирост — 1,8 %. Фертильность — 5,2 рождений на женщину (21-е место в мире). Младенческая смертность — 106 на 1000 (7-е место в мире). Средняя продолжительность жизни — 41,2 года (221-е место в мире). Городское население — 37 % Этнический состав — негры 99,66 % (махува, цонга, ломве, сена и проч.), мулаты 0,2 %, индийцы 0,08 %, белые 0,06 %. Религии — католики 24 %, мусульмане 18 %, христиане-сионисты 17 %, другие 18 %, атеисты 23 % Грамотность — 48 % (63 % мужчин и 32 % женщин) ВВП на душу населения в 2009-м - ок. 900 долл. (218-е место в мире). - В 1962 г. несколько антиколониальных политических групп объединились в Фронт освобождения Мозамбика (FRELIMO), который в сентябре 1964 г. инициировал вооружённую борьбу против португальской колониальной власти. С самого начала фронт поддерживал тесные контакты с повстанческими группами Анголы (МПЛА) и Гвинеи-Бисау (ПАИГК). ФРЕЛИМО, опираясь на базы в Танзании и поддержку СССР и Китая, вел активные боевые действия в северных регионах страны. - После военного переворота в Португалии, известного как Революция гвоздик, Мозамбик получил независимость 25 июня 1975 г. - Руководитель ФРЕЛИМО маршал Самора Мойзес Машел, (погиб в странной авиакатастрофе в середине 80-х) начал "коренные социально-экономические преобразования) - установил однопартийную систему с ориентацией на соц. лагерь, распустил религиозные учебные заведения, демонтировал традиционную систему управления с опорой на вождей, ввел плановую экономику, каковой процесс сопровождался крупной национализацией, плохо продуманной аграрной реформой и изгнанием всех португальских поселенцев, что лишило новую страну практически всего корпуса квалифицированных специалистов. Само собой, экономике пришел 3,14здохен швах. - При поддержке Южной Родезии и ЮАР в стране сформировалась вооруженная оппозиция режиму, началась гражданская война, которая сопровождалась значительными жертвами среди мирного населения, нанесением обширного ущерба инфраструктуре, миграцией большого количеством беженцев. Военные действия завершились только в 1992 г., после изменения политической картины региона. - Мозамбик являлся нашим контрагентом в вопросах ВТС, мы клепали его военные кадры по всей номенклатуре ВУС. В стенах Одесского ВВОКИУ ПВО мозамбикские слушатели получали даже высшее военное образование (у нас был филиал Калининской ВКА). На флаге и гербе Мозамбика изображен автомат АКМ (на флаге более натуральный, а на гербе - с китайским откидным игольчатым штыком) Одесское ВВОКИУ ПВО. Вторая половина 80-х. Мой "собутыльник", - начальник клуба Гена Додонов с замполитом мозамбикской национальной группы.

N.Nadych: Продолжение за Мозамбик. click here Зрдн С-75 на северной окраине Мапуту click here Большой военным массив севернее аэропорта. По центру угадывается оставленная позиция зрдн С-75. Метров 500 юго-западнее - похоже на тдн (технический дивизион зрбр) click here Позиция зрдн С-125 "Печора", км. в трёх западнее предыдущей (ПУ четырехбалочные). В левой части позиции хорошо просматриваются кучно стоящие три двухбалочные ПУ устаревшего образца (у нас бы давно сдали на металлолом). Кстати, качество снимком - превосходное.

N.Nadych: - В 80-х мозамбикцы чуть поменяли флаг (изменили систему расцветки), и начальник клуба подарил мне старый, ставший ему ненужным. Есть у меня снимок меня родимого на фоне того флага, но я уже третий день мудохаюсь и не могу его выложить, - радикал, блин, не тянет, а моего юного друга Артура (не подумайте плохого, - соседа, четырнадцати лет, компьтерного гения) мама увезла в Париж на пару недель. - И пока он не вернется, сам я, очевидно не смогу это фото загрузить. - Кстати, в прошлом годе, в рамках 4-й партконференции, будучи в Звездном городке, я насобирал десяток елочных шишек недалеко от дома где жил Гагарин (вблизи спортплощадки, где Юрий Алексеич по утрам делал физзарядку). Эти шишки я дарю местным пацанам с добрыми напутствиями, - делать жизнь с Гагарина. Так вот, - одна из этих шишек - у этого компьютерного гения Артура! Да, чуть не забыл, - ещё одна из этих шишек уехала даже в Калифорнию!!! Туда ее увезла внучка моей соседки (живут они там). Кстати, соседка эта (дверь напротив) является праправнучкой генералиссимуса А.В.Суворова!!!

N.Nadych: Примерно 1990-й. Слева мой кум - начальник курса подполковник Вавилов Виталий (Орджоникидзевское ЗРКУ ПВО) со своим бывшим подопечным курсантом (в начале 80-х), а в 90-м уже адъюнктом Одесского ВВОКИУ ПВО ливийским капитаном Мабрук Ахмамедой (справа). Это они в селе под Одессой прикупили барашка для шашлыка и пр. излишеств. Двое мужчин (по центру) разделывают покупку на месте. Они в селе Малая Долина под Одессой, где проживал тогда Виталий у тетки (пока не построил свой дом). Ихние дети: Лицом к нам Женя (сын Виталия), а спиной - сын Мабрука Наши дни, Ливия. Сын Мабрука, - который стоял спиной на предыдущей фотографии.

N.Nadych: Кум Виталий, апрель с.г. Он в ливийской военной куртке

N.Nadych: - Бывший ливийский адъюнкт (который на снимках выше), а теперь полковник Мабрук Ахмамеда (начальник кафедры в училище ПВО г. Мисюрата) весной с.г. залетал в Одессу на очень короткое время. Я его, к сожалению, не увидел, а хотелось бы. Но что-нибудь придумаем!

гануся: Я сейчас на берегу, в отпуске. Вспоминаю, как ребята рассказывали, что на "Капитане Чиркове" (еще до меня на нем) они в начале Ирано-иракской войны (1980-88), везли груз на Ирак (танки). Сгрузивши их для Ирака в кувейтском порту Шуайба, они потом сразу пошли на соседний Иран и там выгрузили противотанковые пушки. Такова была политика.

гануся: Во время моей "службы" на "Капитане Чиркове" - (1982-86), при перевозке грузов в Ирак не припомню военной техники в открытом виде (танки, пушки и т.д.). Груз всегда был только в ящиках, больших и малых. Вероятно, танки россыпью и другие боевые машины, перевозили другие суда.



полная версия страницы