Форум » Наша служба » ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 9) » Ответить

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 9)

N.Nadych: ....Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в СССР осуществлялось через 10-е ГУ ГШ ВС СССР. Многие из нас прямо, или косвенно были причастны к этому - обучали ИВС (иностранных военнослужащих), были в загранкомандировках, занимались поставками техники, вооружения и т.д. ....Времени с тех пор прошло немало, есть о чем вспомнить, о многом теперь можно рассказать.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

N.Nadych: - Морская авиация принимала активное участие в обучении иностранных специалистов и поставляла за рубеж имеющуюся у неё технику из наличия. - Ещё в 1955 г., на аэродроме Тученцзы (полуостров Ляодунь), где базировался 36 мтап авиации ТОФ, производилось обучение китайских лётчиков. - В 1955-56 гг. Китаю, помимо поставок из промышленности (их перегоняли лётчики авиации ВМФ), из наличия авиации ТОФ было передано 5 Ил-28 и 211 торпед РАТ-52, в том числе 25 практических. Из промышленности в Китай поставлялись новейшие Ил-28 с современным оборудованием, снабжённые тормозными парашютами и другими новинками в то время как наши части таких самолётов не видели. Причём многие самолёты поставлялись безвозмездно –''подарки дружбы''. - Из наличия авиации ВМФ за 3,5 года (с 1965 по середину 1968-го), за рубеж было передано: 24 Ту-16 (18 Ту-16КС и 6 Ту-16Т), 18 Ил-28Т, 8 Ил-14 и 150 ракет КС.

N.Nadych: - В Объединенной Арабской Республике (Египте), к лету 1966 г. сложилась парадоксальная ситуация с укомплектованностью экипажами ракетоносцев Ту-16, - в силу разных причин, в ВВС оставалось лишь четыре командира корабля и шесть штурманов–навигаторов и операторов (которые обучались в СССР и подготовлены к пускам ракет ''КС'' с Ту-16КС), но они по каким-то соображениям не могли использоваться в качестве инструкторов. Короче, самолетов оказалось больше, чем подготовленных экипажей. - С 6 июля 1966 по 5 июля 1967 г. группа наших летунов и технарей обучала боевому применению экипажи в Египте. Было сформировано и подготовлено к практическим пускам ещё шесть экипажей. Лётчиков обучали технике взлёта на Ту-16КС с одной и двумя ракетами. На формирование и комплектование экипажей ушло некоторое время и к полётам удалось приступить только 5 сентября. Программа в сокращённом варианте была завершена к 15 мая 1967 г. (Ибо, на начало июня планировалось начать скидывать израильтян в море). - В отчёте старшего группы советских специалистов майора Н.П. Пасечника содержались интересные выводы объективно характеризующие обучаемых. В частности он отмечает: арабские лётчики и инженеры передаваемую им технику изучают охотно, с огромным желанием, но не глубоко. С подобным выводом можно поспорить, ввиду сложности выбора критерия для определения необходимой и достаточной глубины изучения техники. Отмечает Пасечник и недостаточно высокий уровень теоретической подготовки, плохую переносимость занятий свыше 3-4 часов. На разборах ошибок допускаемых обучаемыми, следовало проявлять высочайшую степень галантности, чтобы невзначай не обидеть самомнительных арабов. Выглядело это примерно так: господин такой-то, вы прекрасно выполнили полёт и он может послужить примером для остальных, но вы могли бы обратить внимание на небольшие неточности, устранение которых в следующем полёте сделает его неподражаемым и т.п.. Удалось установить, что арабы не любят длительных полётов, хотя и летают охотно. В организации и практических полётах ощущались существенные затруднения, вызванные отсутствием необходимых документов аналогичных нашим наставлениям по производству полётов, штурманской и инженерно-авиационной службе. Успешному обучению во многом способствовал волевой офицер - командир эскадрильи майор Ахмед Хусейн, ранее обучавшийся в СССР. - По Постановлению ЦК КПСС от 25 мая 1967 г. ОАР были проданы 2 Ту-16Р (по 803 502 рубля, каждый). С опознавательными знаками Египта, через Венгрию и Югославию, самолёты перегнали на аэродром Каир-Вест. На этих самолётах, за небольшим исключением, оставили штатное оборудование. - На 15 июля 1967 г. планировался перелёт в Египет смешанной группы из 24 самолетов Ту-16К, 3 Ту-16СПС, 6 Бе-12, 4 Ту-16Р. Они не предполагались для передачи ОАР, а имели совершенно другую задачу. Однако по соображениям высшего порядка, перелёт не состоялся ("Шестидневная" война (5-10 июня), завершилась полным конфузом). - В конце сентября 1967 г. группа морских летчиков ЧФ перегнала в ОАР (аэродром Бени-Суэйф) 6 Ту-16Т (торпедоносец) и приступила к работе, выполнив с арабскими лётчиками несколько контрольных полётов. 6 октября часть группы убыла. - Вообще, поставка торпедоносцев вызывает удивление (отдавали ненужное нам?) - в них просто не было необходимости (но их можно было применять и как бомберы).

N.Nadych: - На аэродроме Октябрьское (Крым) был УЦ по подготовке иноземных мореманов-авиаторов. - Летчики и технари ВМС Индонезии с 13 декабря 1966 г. до марта 1967-го изучали Ил-28Т (торпедоносец) и осваивали его боевое применение. - Группа из 13 штурманов под началом старшего лейтенанта Суратмана завершила лётное обучение 19 мая 1969 г. С тем, чтобы убедиться в качестве организации учебного процесса и условиями размещения обучаемых на аэродроме Октябрьское побывал помощник военного атташе Индонезии подполковник Кунто Вибисоне. Он всем остался доволен, а также рассмотрел и утвердил программу обучения. - К концу 1968 г. было переучено 392 летчика и технаря на Ту-16 и Ил-28. Аэродром Октябрьское (25 км. севернее Симферополя), где проходили переподготовку летчики и технари иноземной морской авиации. click here


N.Nadych: Еще о роли морской авиации в ВТС. - В июле 1972 г. поступило указание о подготовке трёх Ка-25ПЛ для поставки в Сирию, а 26 января 1973 г. на 6-месячное переобучение, на аэродром Октябрьское прибыла группа подполковника Дагестанна из 40 чел. (три лётчика, три штурмана и технари). 7 мая 1973 г. вертолёты Ка-25ПЛ доставили в Сирию. - Югославы на Октябрьском занималась с 15 марта по 10 июня 1974-го. Их оказалась несколько необычной по составу и включала четыре офицера (капитаны И. Кодрич, В. Филиппович, М. Дивани, капитан 2 ранга Драшкович) и десять унтер-офицеров (М. Медерович, Я. Драган и др.). Общетехнический уровень подготовки обучаемых был очень высоким, а штурманы имели практику кораблевождения и им был прочитан лишь 30-ти часовой курс вертолётовождения. Летом 74-го Югославам передали первые шесть Ка-25ПЛ. - В конце 1977 г. поступило указание передать Вьетнаму 20 Ка-25 разных модификаций и соответственно подготовить 39 лётчиков и технарей. Занятия в Каче начались 17 июля 1978 г. К середине января следующего года удалось подготовить пять лётных экипажей на Ка-25СП и Ка-25ПЛ (старшие лейтенанты Нгуен Нгок Лием, Чонг Ха, Линь Куанг Дап получили также допуск в качестве инструкторов). В процессе обучения часто возникали затруднения вследствие незнания или очень слабого знания русского языка, пять прибывших штурманов для исполнения этих обязанностей оказались совершенно неподготовлены, так как не имели даже элементарного понятия о навигации и вертолётовождении. - С группой вьетнамцев, людей в большинстве своём очень трудолюбивых, связан довольно забавный эпизод. Их руководители, ознакомившись с нагрузкой подчинённых пришли к выводу, что они явно не перегружаются и даже один выходной день в неделю является непозволительной роскошью. Следовательно, необходимо использовать его не для безделья, а как можно рациональнее и с пользой. И после некоторого совещания принято решение, что вьетнамцы, часть выходного дня будут помогать, работая в соседнем совхозе, имеющем виноградники. Так и сделали. - Финал однако оказался непредсказуемым. По прошествии некоторого времени, директор совхоза заявился в Качу и обратился к командованию с просьбой прекратить подобную практику и пусть, как раньше помогают не вьетнамцы, а матросы. Сначала не могли понять в чём дело. А секрет оказался простым: вьетнамцы трудились очень добросовестно, без перекуров, практически не разгибаясь в течение дня и руководству совхоза было очень стыдно за своих работничков. - В процессе обучения иноземцев иногда возникали непредвиденные ситуации. Так, например, в Каче, при переучивании на Ка-25 70-ти индийских спецов, под командованием капитана 2 ранга Пиюш Джха, из-за кастовых различий офицеров, старшин и матросов пришлось на ходу менять организацию, - вместо семи групп, формировать девять. Немалые затруднения вызывали различие пищи у индийских обучаемых, в зависимости от кастовой принадлежности.

N.Nadych: Переучивание вьетнамцев на Бе-12. В 1979 г. решили передать самолёты Бе-12 Вьетнаму. Переучивание возложили на морскую авиацию. Есть мнение, что наши спецы во Вьетнаме, которые должны были помочь в подборе лётного состава для переучивания, отнеслись к этому безответственно. Они, по всей вероятности, не имели понятия о сложности самолёта Бе-12, требующей для управления хотя бы удовлетворительной физической подготовки (и роста не менее 170 см). Отобранные кандидаты, по нашим меркам, оказались жидковаты и для наращивания мышечной массы пришлось перевести их на усиленное питание и за короткое время они утяжелялись на 6-10 кг. О состоянии физической подготовки свидетельствовала потеря сознания двумя лётчиками в вывозных полётах. То обстоятельство, что некоторые лётчики имели практику полётов только на легкомоторных самолётах, отнюдь не способствовало ускорению и повышению качества переучивания. Фактически это оказалось обучением, а не переучиванием, что и стало причиной затянувшегося процесса. - Предполагалось, что переобучение закончится в августе 1980 г., но фактически удалось закончить только в феврале следующего года. Причём, в этом трудно винить только обучаемых, имелись упущения и со стороны организаторов: уровень подготовки кандидатов на переучивание не проверялся, а контролировался ''по бумагам'' из которых следовало, что один имеет высшее военное образование, девять - высшее, остальные 29 человек - среднетехническое и среднее. - Неувязки с обучением возникли с самого начала, когда выявилась необходимость увеличить теоретический курс лётчикам и специалистам по самолёту, двигателям и вооружению, как минимум в полтора-два раза. Не лучше обстояло дело и с полётами, к которым приступили после изучения на русском языке названий приборов, рычагов управления в кабинах, перечня команд и организации связи с руководителем полётов, поскольку полёты выполнялись без переводчиков на борту самолёта. Количество вывозных полётов приходилось увеличивать, причём некоторым лётчикам в 8-10 раз относительно планировавшихся и только после этого с большой опаской выпускать их самостоятельно. Лётные навыки приобретались с трудом и отличались нестабильностью. Даже после получения некоторого опыта, при перерыве в самостоятельных полётах, приходилось вновь начинать с контроля. Несмотря на принятые меры, всё же сказывалась недостаточная физическая подготовка и приходилось лётчику планировать не более 5-6 полётов по кругу (до часа). По принятым в наших курсах боевой подготовки нормам, допускалось 10 полётов по кругу (по коробочке). - С окончанием обучения стали думать и рядить как доставить Бе-12 во Вьетнам. Решили, что лучше всего это сделать морским путём. Чтобы расположить самолёты на палубе, изготовили деревянные ложементы, отстыковали консоли крыла, киль- шайбы, винты и другие детали. Самолёты подняли на суда и из Одессы они отправились долгим путём во Вьетнам. Там их собрали, установили на них крупнокалиберные пулеметы и стали использовать по своему усмотрению.

N.Nadych: Еще о 90-й одраэ осназ. - С начала 1960-х советский ВМФ приступил к новому виду деятельности в мирное время – боевой службе в стратегически, оперативно и экономически важных районах Мирового океана. Боевой службой назывались особые действия (оперирование) в назначенном регионе (на морском театре) боеготовых корабельных соединений или отдельных подводных лодок, надводных кораблей, самолетов с целью выполнения поставленных задач по защите государственных интересов (военно-политических, экономических и др.) в постоянной готовности к боевому применению по противнику оружия и боевых средств по приказанию или с началом военных действий. - Боевая служба первоначально выполнялась эпизодически одиночными подводными лодками, находящимися в автономном плавании, и создаваемыми на определенный срок (как правило, 3-4 месяца) из различных кораблей того или иного флота сборными корабельными группами (смешанными эскадрами), с временно назначаемыми (нештатными) командирами и небольшими по численности штабами. В дальнейшем с постепенным наращиванием в ходе строительства возможностей и боевого потенциала нашего флота был осуществлен переход от эпизодического к плановому несению боевой службы в наиболее важных регионах Мирового океана постоянными специально сформированными оперативными соединениями ВМФ вместо временных "смешанных эскадр". - Одним из таких наиболее важных в стратегическом и военно-политическом отношениях театров, где с начала 1960-х и до конца холодной войны требовалось действовать наиболее мощным по боевым возможностям силам боевой службы ВМФ, являлось Средиземное море. Именно для управления силами боевой службы на этом театре в 1967 г. и было сформировано оперативное соединение - 5-я эскадра ВМФ. Эскадра по подчиненности замыкалась непосредственно на главнокомандующего и Главный штаб ВМФ с управлением через ЦКП ВМФ. - Но вернемся к нашим баранам, - штаб эскадры испытывал затруднения в управлении, не имея достаточно полной информации об обстановке. - В марте 1968 г. между СССР и ОАР (Египет) было подписано соглашение о размещении на территории последней авиационной группы из 6 Ту-16Р авиации ВМФ для ведения разведки в интересах обеих стран. - Первоначально численность этого подразделения, получившего наименование 90-й одраэ особого назначения, определили в 170 чел. Самолёты Ту-16Р с опознавательными знаками ОАР и переводчиками на борту, изучившими правила радиообмена, соблюдая все международные правила через Венгрию и Югославию проследовали в Египет. - Местом базирования эскадрильи определили аэродром Каир-Вест, офицеров лётного и технического состава разместили в благоустроенных коттеджах с удобствами о которых они на Родине и мечтать не могли. Несколько позже штаб 90 одраэ ОН смог занять построенный недалеко от ВПП защищённый командный пункт. - Систематические разведывательные полёты позволяли получить информацию о деятельности флотов и судоходстве на значительной акватории Средиземного моря. При выполнении полётов приходилось считаться с наличием полигонов, запретных для полётов зон, воздушных трасс. Впоследствии группу пополнили самолёты Ту-16п авиации БФ и самолёты радиотехнической разведки Ан-12рр, которые обеспечили получение более полных данных об обстановке.

N.Nadych: - Аэродром морской авиации Кача, севернее Севастополя, где в 1970-80-х гг. был УЦ по переподготовке иноземных морских летунов, штурманов и технарей по самолетам Бе-12 и вертолетам Ка-25, 27(28). click here

N.Nadych: ПВО Ирана. ЗУ-23-2 С-75 С-200

N.Nadych: Старые добрые МиГ-21 Иранское ассорти МиГ-29А МИГ-29УБ Су-25УБ Су-24 Су-24 и МиГ-21 F-4 Фантом и Су-24. На заднем плане, похоже F-105.

N.Nadych: А-50 (два иракских самолета ДРЛО в ходе "Бури в пустыне", (начало 1991-го), перелетели в Иран (от греха подальше), да так там и остались). Ми-8 Ми-24 На вооружении ВВС еще много Фантомов и др. американской техники Иранский боец в окопе (ирано-ираксая война) читает Коран. Район Ахваза, сентябрь 1982

N.Nadych: - Одесса, 6-я ст. Б.Фонтана, в/г 217, - бывшее Одесское высшее военное объединенное командно-инженерное училище ПВО (ОВВОКИУ ПВО), где в 1963-95 гг. (в 1963-65-х и 1992-95-х, параллельно с нашими), обучались иноземные курсанты, офицеры и генералы. click here - В левой части снимка (буквой Ж) - Главный учебный корпус, перед ним, светлое здание - КПП. За учебным корпусом - спецпарки и автопарк. В правой части, за стадионом - две гостиницы для курсантов и слушателей, за ними - столовая. За столовой - 5-этажная солдатская казарма, правее которой - 9-ти этажка для офицеров училища. - Метрах в 50 от входа в учебный корпус, на белом постаменте - 122-мм пушка-губица (в 92-95 гг. там стояла четырехбалочнвя ПУ ЗРК С-125 с ракетами, а до 1992 г - памятник основателю училища - т. В.И.Ульянову(Крупскому). - Снимку лет 10, с тех пор ландшафт сильно изменился, - улица перед училищем (Фонтанская дорога, она называется) стала 4-х полосной, на месте газовой котельни, (за училищем, там где 2 трубы в левой части снимка) стоит большой 15-этажный новострой.

Геннадий Васильевич: N.Nadych пишет: В.И.Ульянову(Крупскому).Николай! В.И.Ульянов никогда не был Крупским.

N.Nadych: - Ёп, а кем же он был?

Геннадий Васильевич: N.Nadych пишет: - Ёп, а кем же он был?Догадайся с трёх раз!!!

N.Nadych: Геннадий Васильевич пишет: Догадайся с трёх раз!!! - Ладно, я попробую. А пока: - Одесса, ОВВОКУ (Одесское высшее военное объединенное командное училище), на 4 ст. Б.Фонтана, которое готовило иноземную пехоту, артиллеристов, танкистов, саперов и войсковую ПВО. - Сейчас там Одесский институт Сухопутных войск (фото свежее). click here - Надыбал на непроверенную инфу, что в Одесских объединенных училищах (ПВО и общевойсковом) было подготовлено 20.000 иноземных военнослужащих из 65 стран.

N.Nadych: - Сегодня посетил стоматполиклинику (на 2-й ст. Б.Фонтана), за которой, при прежнем режиме, размещалась одна из гостиниц Одесского ВВОКИУ ПВО. - Это была обычная 9-этажка "чешского" проекта, два подъезда которой и составляли гостиницу, где жили семейные слушатели и слушатели офицерских курсов среднего ранга и выше. Все субботы (с 18.00 до 24.00) я находился там в качестве "Ответственного". Уже после распада, по мере убытия иноземцев, квартиры заселялись нашими офицерами. - Походил по двору, зашел на 1-й этаж, - в кв.№4 размещалась директор и была дежурная служба. Рядом, в кв.№3 жил северойеменский лейтенант-ЗРВшник с женой и сынишкой, у которых я часто бывал в гостях (хозяин, завидя меня, всегда приглашал на кофий). - Это все было 20 и более лет назад. Ностальгия, однако.

N.Nadych: - По случаю, досталась мне большая кипа фотографий, касающихся обучения ИВС в Одесском ВВОКИУ ПВО, так я ее уже второй обрабатываю и сортирую, проясняя время, кто изображен и по какому поводу. - Для определения времени снимка использую разные методы, в т.ч. и изменения в нашей форме одежды (до весны 1976 г. (если ошибаюсь, поправьте) петлицы на кителях офицеров были без золотистой каймы, а с весны 1976-го они стали такие же, как и на парадных мундирах). Тогда же были введены и золотистые плетеные канты на повседневных фуражках (на парадных они были и раньше), вместо черных ремешков.

N.Nadych: Дар-эс-Салам, столица Танзании. click here Элементы зрбр С-125, стоящей на охране и обороне Дар-эс-Салама. Зрдн С-125 (3 четырехбалочных ПУ), севернее города, ПУ не заряжены, но СНР (станция наведения ракет) на месте. click here Такой же зрдн прикрывает западное направление, ПУ тоже не заряжены. click here А этот зрдн прикрывал восточное направление. click here Зрдн юго-западнее города и южнее аэропорта. Тут даже СНР отсутствует. click here

N.Nadych: По всей вероятности, это территория бывшей в/ч, в престижном месте Дар-эс-Салама, теперь тут спортивно-развлекательный комплекс. Но остатки капониров еще просматриваются. click here Военно-морская база в Др-эс-Саламе. click here Похоже, что два десантных катера, сторожевик и катера охраны ОВРа. click here Полоса препятствий на ВМБ. click here Антенна станции космической связи. click here

N.Nadych: Военно-воздушная база в международном аэропорту Лусаки, столицы Замбии, бывшего "прифронтового" государства (был такой термин в последней трети 20-го века, когда имело место быть противостояние ЮАР с шестью северными соседями http://www.lukkids.ru/ctsq.htm). click here МиГ-21 на той базе. click here Cклад боеприпасов. click here Зрдн С-125 "Печопа" (SA-3) в 6 км. севернее Лусаки, все три ПУ заряжены. click here Зрдн С-125 в 10 км южнее Лусаки. ПУ заряжены. click here Cтрелковый полигон на южной окраине Лусаки. click here Зрдн С-125 в 8 км восточнее Лусаки и 10 км южнее аэропорта и базы ВВС. ПУ заряжены. click here Южнее него, по некоторым признакам, тдн (технический дивизион), возможно совмещенный с КП зрбр. click here



полная версия страницы