Форум » Наша служба » ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 10) » Ответить

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 10)

N.Nadych: ....Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в СССР осуществлялось через 10-е ГУ ГШ ВС СССР. Многие из нас прямо, или косвенно были причастны к этому - обучали ИВС (иностранных военнослужащих), были в загранкомандировках, занимались поставками техники, вооружения и т.д. ....Времени с тех пор прошло немало, есть о чем вспомнить, о многом теперь можно рассказать.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

N.Nadych: Корейская война (1950-53). Эпизоды участия Советского Флота. http://alerozin.narod.ru/Korea45x53.htm - СССР оказал помощь Северной Корее в создании её флота: были переданы корабли и катера, введен институт советских военно-морских советников. - До 1950 г. флоту КНДР были переданы: 1 тральщик, 4 сторожевых корабля, 6 транспортов, 10 торпедных катеров, 3 малых и 1 большой охотник. - Всего было передано 68 единиц, в том числе 37 торпедных катеров, 9 тральщиков, 8 охотников за подводными лодками. Большинство из них, передавалась уже после перемирия 1953г. - В военно-морских училищах СССР и в учебных заведениях Северной Кореи советские преподаватели готовили кадры для нового флота. На 1 марта 1950 г. для ВМС готовилось 612 морских офицеров и 640 матросов. В частности, в Тихоокеанском военно-морском институте им.Макарова во Владивостоке проходили подготовку северокорейские экипажи торпедных катеров Г-5. - В марте 1950 г. Советский Союз решил передать КНДР: - 7,62 мм винтовки обр. 1891/30 гг. — 22 000 шт.; - 7,62 мм карабины обр. 1938 г. и обр. 1944 г. — 19 638 шт.; - 7,62 мм снайперские винтовки — 3000 шт.; - 7,62 мм ручные пулемёты «ДП» — 2325 шт.; - 7,62 мм станковые пулемёты «Максим» — 793 шт.; - 14,5 мм противотанковые ружья ПТРС — 381 шт.; - 45-мм противотанковые пушки обр. 1942 г. — 196 шт.; - 76-мм дивизионные пушки обр. 1936,1939 и 1942 гг. — 94 шт.; - 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. и обр. 1938 года — 42 шт.; - самолёты Ил-10 — 40 ед.; - самолёты УИл-10 (учебные) — 8 ед.; - самолёты Як-9п — 10 ед.; - большой охотник за подлодками — 1 ед.; - тральщик типа «Трал» — 1 ед. - В целом, до 1992 г. в СССР прошли обучение 2614 военнослужащих КНДР, из них 175 человек для ВМФ. Советский флот и ВМС Северной Кореи. http://alerozin.narod.ru/KNDRiUSSR.htm

N.Nadych: Вблизи Фолклендских островов. http://alerozin.narod.ru/Argen.htm - В статье говорится, что в конце 70-х, в разгар территориально-дипломатического спора с пиночетовским Чили, Аргентина обращалась к СССР с просьбой о продаже вооружения, и даже приезжали две делегации аргентинских военных — смотрели наши зенитные установки. - Тем не менее советское оружие в Фолклендской войне (1982) участвовало. 15 мая 1982 г. о своей готовности оказать военную помощь Аргентине заявили Перу и Венесуэла. А Перу была единственной страной Южной Америки, покупавшей вооружение у Советского Союза, в том числе истребители МиГ-23 и вертолеты. - Группа аргентинских летчиков проходила обучение в Перу — естественно, под руководством советских инструкторов. Перу намеревалась передать Аргентине как раз наши самолеты, но, не успела это сделать из-за быстротечности конфликта. - Но вот советские ПЗРК «Стрела», как потом признались сами аргентинцы, они использовали в конфликте, а к ним они видимо попали из Перу.

N.Nadych: Советское присутствие в Южном Йемене. http://alerozin.narod.ru/YemenS.htm - В июне 1968г. в Аден с первым визитом пришел отряд советских кораблей (КР «Дмитрий Пожарский», БПК «Стерегущий» и танкер «Полярник»). - Второй визит в Аден состоялся в январе 1969 г. - РКР «Адмирал Фокин», ЭМ «Вдохновенный», БРК «Гневный», танкер «Дунай» и транспорт «Ульма». - После заключения в 1969-м Соглашения об использовании портовых сооружений для отдыха и пополнения запасов советских кораблей, Южный Йемен вышел на второе место после Сомали по количеству заходов наших кораблей в их порты. В 1969г. было 4 посещения, в 1970г. – 5, 1971г. – 15, 1972г. – 7, 1973г. – 14, 1974г. – 37, 1975г. – 34, 1976г. – 18. - В июле 1973г. БДК с бортовым номером 344 из Адена в Мукалла за три рейса перебросил три танковых роты (30 танков Т-34) к границе с Оманом. Там впервые в истории Аравии было осуществлено их десантирование, а затем и 400-километровый марш в Тамуд. Танковые подразделения значительно усилили дислоцированную там пехотную бригаду и в целом - оборону нефтеносных районов Тамуда. - В ноябре 1976г. флот Южного Йемена состояли всего из 12 кораблей. Но уже через два года в строю было 22 корабля, действовали дивизион ракетных катеров, бригада морской пехоты, две танковые роты. - После разрыва отношений с Сомали (ноябрь 1977), советские военные объекты были переведены в Южный Йемен. Так выведенные из ПМТО Бербера плавучий док «ПД-66» и плавмастерская «ПМ-156» находились в течение года-полутора на Аден (НДРЙ). Плавучий док в Аденской бухте стоял пока йеменцы не стали спрашивать: док в порту стоит, а за это никто не платит??? И тогда поспешили его убрать, тем более что уже была достигнута договоренность с Эфиопией о создании ПМТО на архипелаге Дахлак. После потери аэродромов в Сомали, в Аден перевезли всю аэродромную технику – и отдали ее йеменцам. - СССР оказал НДРЙ помощь в закреплении суверенитета над прибрежными островами страны, на которые претендовали сомалийцы. К операции был подключен БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» (Подробности в статье). - В 1968 г. прибыли первые советские пилоты и инструкторы вместе с несколькими МиГ-15, доставленных на борту самолетов Ан-12. - С 1971г. СССР и Болгария поставили партию МиГ-21, а затем первые Су-20М. к концу 1971г. ВВС имели полные эскадрильи МиГ-17 и Миг-21, эскадрилью Су-20 и бомбардировщиков Ил-28, несколько вертолетов Ми-4 размещенные в Адене. Большинство из самолетов пилотировались советскими и кубинскими пилотами. - В середине 70-х были поставлены Су-20М и в конце 1980г. Су-22М, что позволило организовать две эскадрильи, было поставлено много вертолетов Ми-24 и транспортные самолеты Ан-26. В 80-х получили 25 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН. - За время существования состав ВВС рос количественно и качественно, в 1973г. было 20 боевых самолетов, в 1979г. – 109, 1982г. – 114, 1984г. – 103, 1988г. – 114, 1990г. – 94. - В середине 1971г. бронетанковые войска НДРЙ имели в своем составе танковый батальон "Т-34" и отдельные роты. Всего имелось 50 танков и около 200 английских бронетранспортеров "Центурион" и "Феррет". Подразделения были полностью укомплектованы л/с. - В январе 1972г. в Аден из Одессы на пароходе (капитан Чекин) была доставлена новая партия из 40 танков «Т-34», за несколько месяцев в УЦ созданном советскими советниками из них был создан боеспособный танковый батальон. Подготовку новых сил не прекращали. К 1974 г. в бронетанковых частях имелось 150 танков "Т-34". Организационно сформированные в три танковых батальона. В Салах-эд-Дине находился в основном один батальон. Остальные поротно были переброшены на усиление пехотных бригад, дислоцированных по периметру госграницы. - В середине 1973г. прибыло более 30 танков "Т-55", из них в ускоренном порядке подготовили танковый батальон. В дальнейшем поступали более современные Т-62. Помимо танков поставлялись бронемашины «БМП-1», «БДРМ-2», бронетранспортеры «БТР-50», «БТР-60» и «БТР-152». Так что постоянно шел рост бронетанковых частей, в 1973г. они имели 50 танков, в 1979г. – 260 танков, в 1982г. – 470, 1984г. – 450, 1988 – 480, в 1990г. – 480 танков. - ВМС НДРЙ получили от СССР ракетные катера пр. 205У, артиллерийские катера пр. 1400МЭ, десантные корабли и катера, торпедные катера пр. 183.Часть этих кораблей была поставлена НДРЙ из наличия ВМФ в ответ на подписание соглашения о заходах советских кораблей в Аден, развертывании там для их обеспечения оперативного пункта связи. - На первых порах йеменские моряки нуждались в большой помощи. Этим занималась одна из групп специалистов ВМФ. Наши спецы организовывали занятия, разрабатывали необходимые документы и инструкции, показывали как надо действовать на материальной части. Присматриваясь к работе наших моряков, йеменские офицеры, ранее обучавшиеся в иностранных училищах, вскоре были вынуждены признать превосходство наших методов боевой подготовки. - За время сотрудничества ВМС Южного Йемена получил из СССР в числе прочих: - 2 торпедных катера пр.183. Списаны в 1984г. - 2 торпедных катера пр.205ЭТ (из состава БФ) в 01.1978. Списаны в 1988г. - 8 больших ракетных катеров: 1 единица пр.205У, 7 единиц пр.205ЭР, 1 единица в 01.1979, 1 единица в 2.04.1979, 2 единицы в 01.1980, 1 единица в 12.1980, 1 единица в 01.1982, 1 единица 24.02.1983, 1 единица 09.1983. - 1 патрульный катер пр.368. Списан в 1983г. - 9 патрульных катеров пр.1400МЭ: 4 единицы в 01.1978, и еще 1 единица в 12.1984, четыре единицы в 01.1987 - 1 большой десантный корабль пр.775 (до 09.1979 СДК-119). Списан в 2002г. - 3 средних десантных корабля пр.770МА: Аль Вадиа 136 в 08.1973, №138 в 08.1973, сгорел в январе 1986 (бывшие СДК-44, 45), Сира 137 в 07.1977г. - 5 десантных катеров пр.1785: 3 единицы в 11.1970, 2 единицы в 12.1981. - 1 МТЩ пр. 264А в 1978. Патрульный корабль - списан в 1984г. («МТ-4» - «СКР-132», входил с февраля 1978г. в состав морчасти погранвойск КГБ, в 1979г. исключен из состава ВМФ и передан Южному Йемену). - 1 МТЩ пр.266МЭ (до 02.1991 МТ-303). - 3 РТЩ пр.1258Э в 12.1989. - 1 плавучую мастерскую пр.300 в 1988: ПМ-21 – в 1991г. возвращена. - 1 противопожарный катер пр.364. - В начале 1980-х были поставлены тактические ракетные комплексы «Луна-М» и оперативно-тактические ракетные комплексы «Р-17Э». - С ноября 1976г. по декабрь 1979г. Адене посетили для отдыха и пополнения запасов 123 советских боевых корабля - С 9 января 1980г. в Адене стали постоянно базироваться два советских противолодочных самолета Ил-38. После постройки военного аэродрома в Аль-Анаде авиакомендатура с Ил-38 находилась там до 1991г. - В мае 1980-го 8-й эскадра (контр-адмирал М.Н.Хронопуло), провела совместно с йеменцами учение по высадке десанта на о. Сокотра. На трех БДК и двух СДК находилось около 800 морпехов ТОФа и ЧОФа. Был задействован вышедший впервые на боевую службу БДК пр. 1174 «Николай Рогов» ТОФ, имеющий на борту сводный батальон 390 полка морской пехоты из поселка Славянка. - Учение само по себе является уникальным, впервые за существование советской морской пехоты свыше 800 морских пехотинцев участвовали в совместных учениях, провели в кратчайшие сроки подготовку которая проходила непосредственно на ДК. Для высадки тактического воздушного десанта со всей эскадры было собрано восемь вертолетов Ка-29, а высадка групп разграждения с передовыми подразделениями десанта проводилась с двух ДКВП. 100% имеющейся плавающей техники на удалении от берега 500 м. до одного километра с десантом была высажена на плав, и только второй эшелон (два взвода средних танков и артиллерия, взвод БМ-21) должен был высаживаться на упор. Высадка производилась в бухте Дилишия. Однако из-за малых глубин средние танки пришлось высаживать в воду, с использованием оборудования для подводного вождения. Откачав полностью балласт и высадив средние танки, корабль смог подойти на меньшую глубину и высадить БМ-21 и другую колесную технику. - В сентябре 1980г. количество советских военных советников в стране по западным данным увеличилось до тысячи человек, а число кубинцев достигло четырех тысяч. - С 1 декабря 1983 по 31 января 1984г. происходили боевые действия в ходе конфликта с Саудовской Аравией, в них по некоторым данным участвовали и советские специалисты. - В августе-сентябре 1984г. по просьбе руководства НДРЙ отряд советских кораблей провел поиск морских мин в районе порта Аден и в Баб-эль-Мандебском проливе, во время минного кризиса в Красном море. - 18.08.-06.11.1984г. КР ПЛО «Ленинград» с БПК «Красный Кавказ» вели траление в Красном море, с применением вертолетов «Ми-14» и «Ка-25». По завершении операции крейсер совершил деловой заход в Аден (8-28.09.1984). - По просьбе правительства НДРЙ и в соответствии с решением Правительства СССР в декабре 1984г. на ОИС «Василий Головнин» и ГИСУ «Челекен» начались океанографические работы с целью определения наиболее подходящих мест для маневренного базирования военно-морских сил НДРЙ. Координирование проводилось с помощью квантового топографического дальномера КТД-1 и серийных оптических теодолитов. В качестве геодезической основы для развития сети тринометрических пунктов был принят метод транслокации с использованием спутниковых систем. Одновременно в бухтах страны велись инженерно-геологические изыскания и бурение скважин, их осуществляли прикомандированные ленинградские специалисты. - В 1991г. военно-техническое партнерство было прекращено. - С 1968 по 1991 в Южном Йемене побывали 5245 советских военных - 75 генералов, 3264 офицера, 212 прапорщиков и мичманов, 213 военнослужащих срочной службы, 1481 рабочий и служащий. - Армия Йемена на 80-90% оснащена оружием и боевой техникой советского производства. СССР поставил в Йемен (в основном конечно в НДРЙ) 34 ракетных комплекса Сухопутных войск, 1325 танков, 206 БМП, 1248 БТР и БРДМ, 683 РСЗО, а также другое специальное имущество на сумму более 6 млрд. долларов. Кроме того, Йемену были оказаны услуги военного назначения на сумму свыше 500 млн. долларов. А общий объем военно-технического сотрудничества оказался 7 млрд. 140 млн. долларов. - В вузах СССР подготовлен 9021 йеменский специалист.


N.Nadych: У ливийских берегов. http://alerozin.narod.ru/livis.htm Советско-тунисские военно-морские отношения. http://alerozin.narod.ru/Tunis.htm Выписка из протокола № 113 заседания Политбюро ЦК КПСС от 21 июня 1983г. «О доставке специмущества Организации освобождения Палестины из Сирийской Арабской Республики в Тунисскую Республику» http://solzhenicyn.ru/files/terr-wd/plo83.pdf

N.Nadych: Сотрудничество Сирии и СССР в военно-морской области. Часть 1. Сирийский кризис 1957г. http://alerozin.narod.ru/Syria57.htm Часть 2. ПМТО в порту Тартус. http://alerozin.narod.ru/SyriaTartus.htm Часть 3. Обстрел сирийскими вертолетами советского водолазного бота «ВМ-125» (апрель 1989-го). http://alerozin.narod.ru/Syria89.htm

N.Nadych: Освоение Средиземного моря в послевоенные годы (до 1960-го). http://alerozin.narod.ru/mediter.htm Советский ВМФ в сдерживании и прекращении «шестидневной войны» в 1967г. http://alerozin.narod.ru/1967.htm Война «Судного дня» 1973г. Противостояние СССР-США на море. http://alerozin.narod.ru/oktovr.htm Уход СССР из Египта в 1976г. http://alerozin.narod.ru/Egypt76.htm

N.Nadych: 5-я "Средиземноморская" эскадра ВМФ СССР. http://ru.wikipedia.org/wiki/5-%D1%8F_%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%9C%D0%A4 Пятая эскадра (рассказ командующего 5-й эскадрой адмирала В.Селиванова). http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/04/528/61.html Советская Средиземноморская эскадра. http://nvo.ng.ru/history/2006-10-13///5_eskadra.html Средиземноморская, оперативная... http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2006/09/06/sredizemnomorskaya_operativnaya/ Средиземноморская 5 оперативная эскадра http://www.8opesk.su/index10.html

N.Nadych: Средиземноморский узел -1. (Ролики о 5-й эскадре). http://video.yandex.ua/#search?text=7%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0&where=all&filmId=20634823-00-12 Средиземноморский узел -2. http://video.yandex.ua/#search?text=7%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0&where=all&filmId=20645761-10-12

N.Nadych: - Фильм 1968 г. "Нейтральные воды", где крейсер "Горделивый", которого "играет" РК (ракетный крейсер) "Грозный", в Средиземке, в составе 5-й эскадры ведет холодную войну с американским фрегатом, которого "играет" БПК (большой противолодочный корабль пр. 61), "Сообразительный". - В школьные годы не раз, с превеликим удовольствием смотрел я этот, как теперь кажется, чуть наивный фильм. http://kinobaza.tv/film/139072/%D0%9D%D0%B5%D0%B9%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B_1969#online РК Грозный и БПК Сообразительный - гонка (из к/Ф "Нейтральные воды"). http://rutube.ru/tracks/948809.html

N.Nadych: 7-я оперативная («Атлантическая») эскадра кораблей ВМФ http://ru.wikipedia.org/wiki/7-%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0

N.Nadych: 8-я «Индийская» оперативная эскадра кораблей ВМФ СССР http://ru.wikipedia.org/wiki/8-%FF_%EE%EF%E5%F0%E0%F2%E8%E2%ED%E0%FF_%FD%F1%EA%E0%E4%F0%E0 8-я оперативная эскадра кораблей ВМФ (хроника создания и боевые будни 1967–1992 гг.). http://www.8opesk.su/index.html 8 оперативная эскадра кораблей ВМФ http://www.8opesk.su/index11.html 8 оперативная эскадра - начало создания http://www.8opesk.su/index12.html

N.Nadych: 10-я оперативная эскадра кораблей ВМФ СССР http://ru.wikipedia.org/wiki/10-%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0 "Ходили мы походами..." (Из записок начальника разведки 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота). http://www.8opesk.su/index51.html

N.Nadych: Анатолий Жидков, подполковник запаса, медик с ТАКР 10-й эскадры "Минск", в своих "Рассказах о "Минске" пишет о командире корабля: - Вениамину Павловичу (Саможенову, капитану 1-го ранга) дважды отправляли представление на звание контр-адмирала и Звезду Героя Советского Союза. Первый раз ему «обломилось» из-за того, что в походе в 1982 г. кто-то в ночь с 5 на 6 ноября вытащил стопора из-под колес самолета, стоящего на верхней палубе, и самолет во время незначительной качки свалился за борт и утонул. И что самое удивительное, что это случилось в канун 65-й годовщины социалистической революции, и номер у нашего самолета был именно 65. Да и качка на нашем крейсере была крайне редко, т.к. все авианесущие корабли имеют успокоители качки. Виновного, конечно, не нашли. - Второй раз командиру не повезло год спустя. Во время показа фильма на верхней палубе, один из годков самовольно ушел с вахты и приказал молодому матросу занять его место, пока он соизволит посмотреть кино. Недовольный матрос, не смея отказать старослужащему, пошел на вахту, а по пути разбил стекло, сорвал пломбу и нажал рычаг аварийного орошения боеголовок ракет, что можно делать только в случае пожаров или каких-нибудь аварийных ситуаций. Автоматически сыграла тревога, а нарушитель быстро стер свои отпечатки пальцев и сбежал на вахту. На другой день весь корабль заполонили краснопогонники – так на флоте называли прокурорских работников. В целях дознания на палубе опять включали тот же самый фильм, а матросы вспоминали, кто с кем радом сидел. На третий день расследования нарушитель сам сознался в своем проступке. Его увезли с корабля и больше мы его не видели. Почти год среди моряков ходили взаимоисключающие предположения судьбы преступника. Одни говорили, что по-видимому, его отправили служить в другое место, другие считали, что матрос расстрелян за причиненный ущерб государству. Ведь в «застойны» годы ставили к «стенке» за ущерб, превышающий 100 тыс. рублей. А уничтоженные боеголовки стоили несколько миллионов. Это происшествие поставило крест на получение адмиральского звания командиром и на присвоение ему Золотой Звезды.

N.Nadych: Анатолий Жидков продолжает флотские приключения: - В 1982 г. мы долго стояли в порту Аден (Ю.Йемен). На берег ходили «пятерками» – офицер и с ним четверо матросов. Со временем местная валюта у всех стала кончаться, а по жаре «болтаться» и смотреть на товары, которые нельзя купить, желающих становилось все меньше. У меня же еще оставалось несколько динаров и филсов, поэтому на предложение прогуляться по Адену с нарушителями дисциплины ответил согласием. После инструктажа и проверки формы одежды катер доставил нас на берег. Мы обошли несколько магазинов и через несколько часов вернулись на «Минск». - Где-то через час по трансляции прозвучала команда: «Старшему лейтенанту Жидкову прибыть в каюту командира». Когда я вошел, то на меня обрушился грозный рык Вениамина Павловича, который вначале я разобрать не мог, по-видимому от страха. Зато подумал, что, правильно офицеры, называют нашего командира очень ласковым, т.к. он ко всем обращается на «Вы» - «вымочу (употребляется другое слово из ненормативной лексики, означающее насильственный половой акт), высушу, выговор». Кроме командира в каюте находились большой зам, особист и руководитель флотского начальства. - Немного освоившись, я понял, что мои подопечные в лавках Адена, примеряя джинсы, несколько штук засунули себе в портфели. Торговцы ничего не заметили, но сами пройдохи рассказали о своих махинациях своим сослуживцам. «Стукачей» в то время хватало в каждом подразделении. Через несколько минут об этом уже знал особист, а чуть позже и остальное командование. - После возвращения корабля из похода на докладе командующего флотом прозвучала такая фраза: «Группа, руководимая старшим лейтенантом Жидковым занималась хищением в порту Аден». От командующего я получил НСС (неполное служебное соответствие). Правда, уже через полгода, по ходатайству командира за мои успехи в хирургической деятельности это взыскание с меня было снято.

N.Nadych: Анатолий Жидков: - Другой раз я «лоханулся» и попал под гнев командира несколько лет спустя. - У нас было принято в целях дератизации поощрять матросов за 50 убиенных крыс десятидневным отпуском с выездом домой. Поэтому молодые матросы ночью ловили крыс, а утром отдавали улов старослужащим, которые относили в медблок, где дежурный врач подсчитывал количество грызунов. - Однажды я дежурил в медблоке, когда матрос принес мне пять крыс, которые я записал в «крысиный» журнал, а трупы приказал выкинуть в иллюминатор. Минут через 10 пришел еще один старослужащий и притащил три крысы. Затем еще один с четырьмя. Потом еще один с пятью. - Как вдруг по «шайтан ящику» (трансляции) раздался грозный рык командира: «Дежурному врачу срочно прибыть в ходовую рубку». Там я был «вздрючен» по полной программе. Оказывается, пока один матрос выкидывал в иллюминатор дохлых крыс, другой, находясь палубой ниже (по граждански «этажом»), ловил их в сачок и приносил мне для подсчета. После чего выкидывал в иллюминатор другому матросу, и так несколько раз. - Саможенов вначале грозил вычесть из моего денежного довольствия сумму стоимости билетов за «крысиные» отпуска в последние полгода. Но потом все же простил.

N.Nadych: Анатолий Жидков: - Как-то в Индийском океане при подходе к порту Бомбей (Индия), однажды ночью играл я в шахматы с майором Берковичем в его каюте, как вдруг по трансляции прозвучала команда: «Корабль затемнить». - По этой команде во всех помещениях на иллюминаторы ставятся заглушки, а сами иллюминаторы наглухо задраиваются. Ночь тогда была жаркой, а кондиционеры на корабле почти не работали, поэтому эту команду моряки выполнять не спешили. - Минут через 15 прозвучала еще одна команда, что столько-то кают на таких-то палубах с левого и правого бортов не затемнены. Это помощник на катере объезжал корабль и вычислял нарушителей. - Затем через 10 минут прозвучала еще одна команда, правда на этот раз с перечислением меньшего числа открытых иллюминаторов. Мы с Берковичем трансляцию не слушали, а устроили перебранку по поводу того, что тот по примеру Остапа Бендера спер с доски моего слона.. - Вдруг дверь каюты распахнулась и в каюту ввалился боцман с несколькими матросами, которые приволокли большие баллоны и сварочный аппарат. И по приказу командира иллюминаторы в каюте майора Берковича были наглухо заварены. - В Бомбее наш корабль окружило десяток джонок и местные торговцы стали предлагать нам товары в обмен на русскую водку. “Change, change, Russian vodka!” – кричали они. Наши офицеры отшучивались: “У нас нет рашен водки, у нас только рашен шило”. Шилом на флоте называется спирт. И разумеется, никакого торга не происходило.

N.Nadych: Анатолий Жидков: - В один из дней все высшее военное начальство Индии посетило наш корабль. - За неделю перед посещением нескольких молодых мичманов “дрессировали” как правильно обслуживать высокое начальство, т.е., как нужно сервировать стол, наливать напитки, и с какой стороны подходить. В день приезда новоявленных “официантов” нарядили в черные брюки, туфли, белые рубашки с бабочками вместо галстуков, и они приступили к своим обязанностям. - От нас присутствовали только корабельное и эскадренное начальство, командиры боевых частей, представители штаба Тихоокеанского флота и несколько переводчиков. Младших офицеров, таких как я, на банкет не приглашали. - Встреча происходила в салоне кают-компании офицеров. Участники банкета сидели за столиками по четыре человека, индийцы и русские отдельно. На стойке вдоль стены стояли бутылки с напитками в два ряда: первый ряд для индийцев, второй – для русских. Если на бутылке из первого ряда была этикетка “Армянский коньяк” с пятью звездочками, или “Посольская водка”, то содержимое соответствовало написанному. - В ряду же для русских в бутылках “Посольская водка” был спирт, разведенный холодной водой где-то до 15-20 градусов вместо 40. А в коньячных бутылках был тот же спирт и такой же концентрации, только разведенный крепким чаем, чтобы соответствовать если не вкусу, то хотя бы цвету.

N.Nadych: Анатолий Жидков: - Основная цель нашей встречи с индийским командованием – это попытка продать им палубные штурмовики с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. - Индийцы в ангаре облазили самолеты, без конца щелкая фотоаппаратами и кинокамерами. Нам же фотоаппараты не разрешалось даже подносить к ангару. - И все же индийцы вместо наших Як(ов) купили у англичан “Харриеры” тоже с вертикальным взлетом и посадкой, но с большим радиусом действия. - ПыСы. "Харриер" превосходил Я-38, по многим показателям. Он имел один, но многофункциональный двигатель, в отличие от Як-38, имевшего аж три двигателя, из них два работало на подъем и один был маршевый. - В целом, Як-38 оказался неудачным, он обладал слабой тяговооружённостью, в южных широтах при высокой температуре и влажности он зачастую имел проблемы со взлетом и имел крайне небольшой радиус действия. Як-38 довольно быстро стал лидером советской авиации по числу аварий, хотя жертв, благодаря системе автоматического катапультирования, было не так уж много. - К концу 1980-х выпуск Як-38 был прекращен, они были перебазированы на наземные аэродромы, а в 1991-м из-за морального и технического старения были сняты с вооружения ВМФ и переданы на базы хранения. - Шедший на замену Як-141 был недоведен, и т.о. наши авианесущие крейсера "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку" оказались без основного вида вооружения. Пара штурмовиков Як-38 на борту ТАКР «Минск», 1983 год. На подкрыльевых пилонах самолётов подвешены ракеты Р-60

N.Nadych: 17-я оперативная эскадра - В соответствии с Соглашением между СССР и Вьетнамом от 2 мая 1979 г. была сформирована 17 оперативная эскадра кораблей ТОФ с базированием в п. Камрань (СРВ) и частично в п. Реам (Кампучия). Состав эскадры: • 38 дивизия подводных лодок (затем 111 бригада пл); • 119 бригада надводных кораблей; • 255 дивизион судов обеспечения; • 300 дивизион кораблей охраны водного района; • отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами; • служба радиационной безопасности (СРВ); • 1073 узел связи; • 922 пункт материально-технического обеспечения; • военно-строительный отряд; • управление маневренного тыла. - В оперативном подчинении командира эскадры находился сформированный 169 смешанный авиационный полк ВВС ТОФ (аэродром Камрань). - 17 ОпЭск была предназначена для несения боевой службы в определённой ей операционной зоне (акватория Южно-Китайского моря, ограниченная береговой чертой, меридианом 120° восточной долготы и параллелью 2° северной широты), а также в Тихом и Индийском океанах.

N.Nadych: Продолжительность нахождения на боевой службе в составе 17 ОпЭск: - подводных лодок и надводных кораблей 1 и 2-го ранга - 2-3 месяца. - дизельные подводные лодки 5-6 месяцев. - малые ракетные корабли, малые противолодочные корабли, ракетные катера - от 4-х до 10 месяцев. - Командир 17 ОпЭск непосредственно управлял силами в операционной зоне эскадры с корабля управления (флагманского корабля) или с берегового КП, за исключением тех сил, которыми специальным решением управлял командующий ТОФ. Состав 17 оперативной эскадры кораблей ТОФ в 1988-91гг.: - штаб и политический отдел эскадры; - электромеханическая служба эскадры; - 38 дивизия подводных лодок; - 119 бригада надводных кораблей; - 255 дивизион судов обеспечения (Днсо); - 300 дивизион охраны водного района (ДнОВР); - 501 отряд противодиверсионных сил и средств (ПДСС); - служба радиационной безопасности (СРБ); - 1073 узел связи (УС); - судоремонтная группа в Башоне (п.Хошимин); - батальон охраны (с 1988г., из состава 55 дивизии морской пехоты); - боевая десантная группа (БДГ, до 1989г.); - военно-строительный отряд (ВСО, до конца 1988г.); - судоремонтный комплекс (плавдок вьетнамский, плавмастерская, плавбаза ПЛ); - военный оркестр; - военная комендатура; - гарнизонная гауптвахта; - Особый отдел КГБ СССР по 17 ОпЭск; - Военная прокуратура и Военный трибунал. Постоянно в п.Камрань находились: - судно хранения СХ-473 пр. 814. - транспортный плавучий док ТПД-46, был установлен на якоря-массивы в точке в б.Биньба; - рейдовый буксир Бук-600 и буксирный катер Бук-150; - противопожарный катер ПЖК-8 пр. 364; - рейдовый водолазный катер РВК-779 пр. рв376у; - рейдовый водолазный катер РВК-729 пр. рв376у; - 2 баржи. Боевую службу несли: - транспорты вооружения «Вента», «Вице-адмирал Фомин» и «Самара»; - спасательные буксирные суда: СБ-28 пр. 733с, МБ-18 пр. 714; СБ-43 проекта 877, СБ-36 пр. 733с, СБ-521 пр. 714; - морские буксиры МБ-105 пр. 714 и МБ-25 пр. 745; - суда боевого размагничивания; - танкеры («Ахтуба», «Ижора», «Печенга», «Заветы Ильича» и «Айхал».



полная версия страницы