Форум » Наша служба » ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 13) » Ответить

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 13)

N.Nadych: ...Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в СССР осуществлялось через 10-е ГУ ГШ ВС СССР. Многие из нас прямо, или косвенно были причастны к этому - обучали ИВС (иностранных военнослужащих), были в загранкомандировках, занимались поставками техники, вооружения и т.д. ...Времени с тех пор прошло немало, есть о чем вспомнить, о многом теперь можно рассказать.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

N.Nadych: - Еще, помниться, году в 79-м (я еще был холостяком и жил в гостинице, в училище), летом у нас проживала большая группа кубинских курсантов, кажется с Ульяновского танкового, прибывших на экскурсию в Одессу. - Однажды, наш капитан, старший этой группы, предложил мне сходить с ними на концерт в Зелёный театр. Я уже неплохо знал город, и кратчайшим путём привел их к театру. Концерт (попса), был неплохой, погода стояла чудная, театр утопал в зелени (в парке Шевченко), курсанты были довольные.

beloglasov: Да и сейчас МО имеет приличное количество санаториев и турбаз. Пенсионерам ездить одно удовольствие все задаром почти, путевка в настоящее время стоит с учетом скидок от 6000 до 8000 тысяч рублей на 21 день. Токма позаботится о ее покупке нужно заранее на летние месяцы а весной осенью зимой воще ни каких проблем. Иностранцев жалко в них нема, хотя летом был в Крыму так за соседним столом сидел ветеран из Украины, его сын за полную стоимость отправил, так как тот в этом санатории постоянно отдыхал.

N.Nadych: - На позапрошлой странице писал про Никарагуа, что во 2-й половине 80-х на факультете РТВ Одесского ВВОКИУ ПВО, по средней подготовке (три года, плюс нулевой курс) учились две уч. группы никарагуанских мл.лейтенантов (11-12 чел). - Старшим национальной группы у них был мл.л-т Аселедо Эктор Рафаэль, - на фото он третий слева во втором ряду (в очках и очень фотогеничен). Это мы в 88-м на экскурсии в Киеве (на ВДНХ УССР). Крайний слева (2-й ряд) - майор из Мозамбика. В первом ряду второй слева (в белом костюме) - ангольский майор. Группа была сборная - Ангола, Мозамбик, Никарагуа, Йемен, Эфиопия и пр. Фогографировал я ФЭДом, но снимки вышли неважнецкие. Старшим 2-й группы экскурсантов был ст. препод. тактики РТВ п-к Даперка Н.П. (выпускник КРТУ 1965 г.), который позже был командиром Красноярского полка, в 1982-86 - преподавал тактику РТВ в КВКУРЭ ПВО, а с 86-го - в ОВВОКИУ ПВО. Это мы с Николаем Петровичем на ступеньках киевского музея им.Ленина.


N.Nadych: Форум ветеранов ГСВСК (на Кубе) http://www.gsvsk.ru/forum/index.php?act=idx Межрегиональная общественная организация Совет ветеранов войны в Египте (СВВЕ) http://www.hubara-rus.ru/sovet.html Межрегиональная общественная организация ветеранов войны во Вьетнаме http://www.nhat-nam.ru/vietnamwar/index.html Союз ветеранов Анголы http://www.veteranangola.ru/main/general/Soyuz

N.Nadych: - В июне 79-го (вроде недавно и было), в УЦ ОВВОКИУ ПВО "Черноморка" проходил завершающий этак (полигонная практика и тактические учения) 5-месячного обучения на офицерских курсах пяти ливийских мл.л-тов по спец. РЭБ. Это был первый выезд моего взвода станций РТР и помех в УЦ. - А вспомнилось это, как ни странно, в связи с питанием, - в училищной столовой (для сов. офицеров и р/с), питание было хорошее, но мяса почти не давали, а если и давали, то очень мало. В учебном же центре, мы питались в столовой для ИВС, где к моему удивлению, в обед и на ужин выдавалось по приличному куску мяса. Кажется, я даже поправился за те три недели пребывания в УЦ на берегу моря. По крайней мере, по возвращению в училище, одна нравившаяся мне особа женского пола, выразила неподдельное восхищения моим загоревшим лицом и выцветшими на солнце волосами. 1979 г. Выпуск с офицерских курсов двух групп Ливийских слушаталей - по РЭБ и ЗРВ. В первом ряду второй слева - НУО п-к Березенков, третий - зам.НУ генерал-майор Копыл С.Ф., в центре - начальник училища, тогда еще генерал-майор Яковлев Н.В., третий справа - НачПо генерал-майор Огер Д.Д., крайний справа - начальник офицерских курсов подполковник Артюшин А.И. Второй ряд - второй и пятый - преподаватели матчасти кафедры РЭБ п/п-ки Попов и Сакун, за начальником училища - начальник кафедры РЭБ полковник Баенко А.С., предпоследний - препод тактики РЭБ п/п-к Шмотин. - А ливийцы-РЭбовцы - во втором ряду - первый, третий, четвертый, и в 3-м ряду - третий и четвертый. Трое из них позже повторно приезжали на переподготовку (два - майорами, один - капитаном), причем капитан - на полный курс обучения.

N.Nadych: - Уже писал, но еще раз вспомню (с удовольствием), за ту ливийскую группу РЭБовцев. Они три года учились в Югославии по РТВ (П-12, П-15), закончили обучение, прибыли домой, получили первую звездочку (мл. лейтенанта), но их перевели в формирующиеся батальоны РЭБ (два), и в феврале 1979-го направили на переподготовку в Одесское ВВОКИУ ПВО. Ессно, они были недовольны (а какому лейтенанту понравиться менять профессию?). - У нас они проходили обучение на офицерских курсах по 5-мясячной программе (с 15.02. по 15.07.79), изучали три станции - станцию РТР ПОСТ-3М и две станции помех - СПБ-7 и СПО-8. К концу обучения они уже кое-как шпрехали на великом и могучем (изучали в обиходной жизни, а само обучение велось с переводчиком). В конце теоретической части обучения у них были ПЗ (практические занятия) в спецпарке, где я с ними познакомился поближе (был я в ту пору ком. взвода станций РТР и помех 5-й рлр ЗРДОУП), хотя, к тому времени взвод уже был переформирован в группу средств РТР и помех). - Запомнилось мне 6-ти часовое ПЗ по проведению регламентных работ. Все необходимое для этого было нами подготовлено (столы с принадлежностями, инструменты, смазки, спирт и т.д.), погода стояла чудная (начало июня). Уже не припомню алгоритм занятия (то ли они меняли учебные места ч/з 2 часа, то ли ...), но в конце занятия ко мне с озадаченны видом подошел оператор-водитель ПОСТ-3М ряд. Фальков (отменный был боец), и что-то стал говорить, показывая на антенный прицеп станции. Я быстро подошел к антенному прицепу и с изумлением увидел плоды регламентных работ ливийцев. В данном прицепе, кроме 33-х антенн находятся и стойки предварительных усилителей, к которым сигнал с антенн подается по ВЧ-кабелям. Так вот, дипломированные специалисты ливийские мл. лейтенанты отсоединив ВЧ-разъемы от стоек ПУ, вместо спирта обильно смазали их ЦИАТИМом, и невпопад(?!) закрутили их на стойках. Признаюсь, я был сражен этим... Потом неск. дней ряд. Фальков, мл.с-т Журавский Игорь Юльевич (отличный был человек, одессит, воспитывался возле Привоза, дед его был одним из последних биндюжников в Одессе), очищали ВЧ-разъемы от ЦИАТИМА, поминая незлым тихим словом обучаемый контингент.

N.Nadych: - Отдельно стоит рассказать о полигонной практике и такт. учениях с этой группой в УЦ "Черноморка". - Когда ливийцы услышали, что их ожидает почти 3-хнедельная ПП и ТУ в учебном центре, то полезли в бутылку, - Мы никуда не поедем, оно нам не надо, в Югославии мы за три года ни разу ни на каких полигонах не были и т.д. Но наши были непреклонны, - По программе положено, и не рыпайтесь. - УЦ "Черноморка" находился в одноименном пригороде Одессы, на берегу моря, в 30 мин. езды от училища. Это здесь: click here - Погода стояла чудная, до обеда ливийцы занимались, но вот на СП их уже было не заставить, поэтому, после обеда они спускались на пляж, а ближе к вечеру выдвигались ближе к Черноморке, где начиналась бурная вечерняя жизнь (там было много домов отдыха, пансионатов, санаториев, и следовательно музыка-танцы, вовсю работали кафе и летние площадки. Такой режим учебы и отдыха ливийцев очень устраивал. Кстати, ПП и ТУ тогда проходили и обучаемые ЗРВ и РТВшники. Мы, молодые офицеры, пользуясь случаем, тоже по вечерам предавались всяческим соблазнам, где иногда пересекались с обучаемыми ливийцами. - По окончании ПП и ТУ ливийцы выразили свое восхищение организацией учебного процесса (что в Югославии они за три года не выучили ни П-12, ни П-15, поскольку видели их в основном на схемах, а у нас за пять месяцев они назубок выучили три станции), и сказали, что надо в Одессе поставить золотой памятник Каддафи, за то, что он направил их сюда учиться. Всем моим солдатам группы средств РТР и помех они подарили по пачке "Мальборо".

N.Nadych: - Читал инфу о ВМБ Порккала-Удд, где в Примечаниях был перечень советских ВМБ и ПМТО (пунктов материально-технического обеспечения) за рубежом. - Куба, Сьенфуэгос - Польша, Свиноустье - ГДР, Росток - Финляндия, Порккала-Удд (1944-56) - Сомали, Бербера (1964-78) - Вьетнам, Камрань (1979 - 2002) - Сирия, Тартус (с 1971) - Йемен, Ходейда - Эфиопия, Нокра (1977-91) - Египет, Порт-Саид (1967-72) - Ливия, Триполи (1977 - 2011) - Албания, Влера (1955-62)

N.Nadych: - Была еще одна советская ВМБ, не указанная в Примечаниях, - Порт-Артур (до 1955). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B9%D1%88%D1%83%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D1%83

N.Nadych: - ВМБ Порккала-Удд https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%28%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0%29 http://www.silver-ring.ru/ru/trip/eu/fin/hankoipokkala/ http://www.wars20century.ru/blog/poezdka_po_voenno_morskim_bazam_sssr_v_finljandii/2011-07-17-6 http://moryaki.com/WB/porkkala-udd.htm Можно скачать сюжет о передаче Порккала-Удд Финляндии. (1956) http://www.net-film.ru/film-15531/ Соглашение между СССР и Финляндией об отказе СССР от прав на ВМБ Порккала-Удд. http://heninen.net/sopimus/1955.htm Свидетельства давно минувших дней. http://b0gus.livejournal.com/308473.html?nojs=1 Артефакты. http://bafut-spb.livejournal.com/53849.html Случай http://www.anekdot.ru/id/321049/ Цитадель в Финляндских водах (пишется, что СССР предполагал построить мост через Финский залив (с Эстонии в Порккала-Удд). http://www.sever-journal.ru/vyshedshie-nomera/new-issueyear-2/11-12/tajny-istorii/citadel-v-finljandskih-vodah/

N.Nadych: - ВМБ Камрань https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%28%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0%29 Рассказ очевидца http://mak-leroy.narod.ru/Library1/Library-1-WMB-Kamran.htm 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФа http://www.clubadmiral.ru/camranh/index.php?i=1 Камрань http://www.nhat-nam.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=1111 http://wikimapia.org/28852350/ru/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0-%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8C http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1011168925.pdf http://alerozin.narod.ru/CamRanh.htm http://tof.2bb.ru/viewtopic.php?id=16 http://www.vietnamrussia.ru/publication_21.htm

N.Nadych: - ПМТО Тартус - 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР в Сирии (с 1971 г.). Состоит из неск. небольших сооружений (налево от № 11 на плане) и двух плавучих пирсов (см. № 5 на плане) длиной 100 м каждый (к 2013 только один находится в исправном состоянии). - Изначально пункт был создан для обеспечения действий советского флота в Средиземноморье, а именно для ремонта кораблей 5‑й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом, водой и расходными материалами. - В 1991, после развала СССР, Средиземноморская эскадра прекратила свое существование, но ПМТО остался. - В н.в. ПМТО состоит из двух плавучих причалов, плавмастерской ПМ‑61М, административное здание, казарма, два небольших хранилища и различные скромные хозобъекты на суше. Только один из двух причалов годен для эксплуатации. ПМТО обслуживает штат из четырёх военных моряков. - В 1970-80-е СССР неоднократно ставил вопрос о превращении ПМТО в полноценную базу ВМФ, сирийцы давали согласие, но потом хитрили, и давали задний ход. Тартус. История. http://alerozin.narod.ru/SyriaTartus.htm

N.Nadych: - В советское время аналогичные Тартусу пункты находились также в Египте и сирийском порту Латакия. - В 197? советская 54-я оперативная бригада вспомогательных судов по требованию египетских властей покинула места базирования в Александрии и Мерса-Матрухе. Имущество, суда и плавсредства оттуда были перебазированы в Тартус, где в апреле 197? года было сформировано управление 229-го дивизиона морских и рейдовых судов обеспечения, подчинявшееся комбригу судов обеспечения ЧФ.

N.Nadych: - ВМБ Нокра (Эфиопия) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0_%28%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0%29 Бой 27 мая 1990 в Красном море https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B9_27_%D0%BC%D0%B0%D1%8F_1990_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5 http://heroesship.ru/boj-27-maya-1990-goda-v-krasnom-more/ Расстрелянный остров http://artofwar.ru/s/sahonchik_s_m/text_0030.shtml Исход из Эфиопии. Закрытие базы ВМФ СССР в 1991. http://www.proza.ru/2013/02/24/1306 Фото. http://my.mail.ru/community/voina-mir-istori/photo/90-91./3.html http://ok.ru/group/55805148659767

N.Nadych: По "рюмочным " договоренностям Статья кап-раз Заборского В.В. (бывшего начальника отдела Оперативного управления Главного штаба ВМФ), в НВО, с сокращениями. - К концу 60-х прошлого века ВМФ Советского Союза перешел от эпизодического несения боевой службы оперативными (формируемыми на каждый поход) ударными группами боевых кораблей в политически важных для страны удаленных районах Мирового океана к постоянной боевой службе (военно-морскому присутствию) в Средиземном море и Индийском океане. Здесь были развернуты специальные (штатные) оперативные соединения - соответственно 5-я и 8-я эскадры ВМФ. - В Северной Атлантике, Тихом океане и ряде др. районов боевая служба по-прежнему осуществлялась эпизодически, в зависимости от складывающейся оперативной и международной обстановки. - "Базирование", если можно так выразиться, кораблей на Средиземноморском театре осуществлялось следующим образом. - В 1967, после победной для Израиля "шестидневной" войны с Египтом и Сирией, силы ВМФ в Средиземном море объединяются в сформированную тогда же 5-ю эскадру ВМФ. Советский Союз вновь, как и ранее, оказал Египту и Сирии огромную военную, экономическую, техническую и политическую помощь и поддержку. Египетскими властями в благодарность и частичную компенсацию такой помощи были предоставлены для маневренного базирования наших кораблей причал в порту Александрия, гавань и причал в Порт-Саиде и залив Саллум. В Александрии постоянно находились плавмастерская, где производился ремонт кораблей, прежде всего дизельных подводных лодок, а также плавказарма для экипажей подлодок. Кроме того, в Александрии проходили плановое докование корабли до крейсеров включительно. - В прифронтовой Порт-Саид на постоянную стоянку был введен десантный отряд кораблей эскадры в составе одного большого, двух средних десантных кораблей с морпехами и бронетехникой, один-два корабля огневой поддержки десанта (крейсер или эсминец), два тральщика (действовали по всему театру по обстановке). - В Саллум корабли заходили только на якорную стоянку без связи с берегом. - На военный аэродром Каира была дислоцирована эскадрилья военно-морской разведывательной авиации (Ту-16), подчиняющаяся Главному военному советнику (впоследствии он же главнокомандующий советскими войсками в Египте). При оперативной необходимости эскадрилья передавалась в управление КП эскадры. Впоследствии состав эскадрильи был пополнен противолодочными самолетами Ил-38. Эскадрилья осуществляла по планам и задачам штаба эскадры разведку иностранных ВМС и поиск подводных лодок-ракетоносцев США. - К сожалению, вся эта и без того сложная система "базирования" эскадры в портах и территориальных водах Египта не была официально закреплена межправительственными соглашениями и договорами и функционировала на основании словесных договоренностей дипломатов, военных и прочих чиновников в процессе разного рода переговоров с египетскими властями (за рюмкой водки). - Вскоре эта система рухнула (о чем ниже), что крайне негативно обернулось как для эскадры, так и для нашей дипломатии. - Сирийские порты Латакия и Тартус использовались первоначально для разовых краткосрочных (5-10 сут.) заходов наших кораблей, каждый раз по специальному разрешению сирийских властей.

N.Nadych: Продолжение: Лишь бы якорь дна достал - В июне-июле 1970 было достигнуто соглашение с Египтом о развертывании уже настоящей ВМБ для эскадры в порту Матрух. Планы были масштабные. Рядом с основной небольшой и мелководной гаванью Матруха находится обширная лагуна - защищенная от штормов бухта. В бухте до ВМВ базировался английский флот. На берегу сохранились стационарные причалы, базовые строения, казармы и кое-какое портовое оборудование. Эта гавань с лихвой вместила бы всю нашу эскадру. - Казалось, будет наконец на Средиземном море настоящая ВМБ нашего флота. Но 6 октября внезапно умер президент Египта Насер - и все рухнуло! - Тем не менее в Матрух в основную гавань был доставлен плавпричал, а в состав авиаэскадрильи прилетели противолодочные гидросамолеты Бе-12, которые базировались вблизи Матруха. В дальнейшем Матрух эпизодически использовался для захода средне и малотоннажных кораблей: сторожевые, противолодочные, тральщики. - В 1971 заключается соглашение с сирийцами о пункте материально-технического обеспечения (ПМТО) в порту Тартус. В нем постоянно находилась плавмастерская и др. вспомогательные суда. - Летом 1972 г. президент Египта Садат неожиданно буквально выдворил наши войска из Египта. Десантный отряд из Порт-Саида был выведен и убыл из Средиземного моря, в дальнейшем присутствие десанта морской пехоты на театре прекратилось. Эскадрилья военно-морской авиации улетела домой. - Затем Садат пошел еще дальше: в 1975 он запретил все заходы наших кораблей в порты и на якорные стоянки в территориальных водах, мотивируя свои решения отсутствием официальных двусторонних соглашений о маневренном базировании кораблей в портах и территориальных водах Египта. Тем самым нашей дипломатии был преподнесен неприятный сюрприз и урок. - Для чего все это говорится? Чтобы те, кто принимает решения, имели представление, в каких сложных, более того, тяжелых условиях базировались силы боевой службы ВМФ на Средиземном море. И уяснили наконец необходимость для МВФ полноценного всех видов обеспечения базирования, в том числе передового. Без должным образом оборудованных ВМБ, - нет ВМФ вообще, без ВМБ передового базирования - не может быть Океанского флота великой морской державы.

N.Nadych: Продолжение: Урок пошел впрок - Маневренное "базирование" сил боевой службы в Индийском океане осуществлялось иначе. С учетом печального египетского опыта и постоянно нарастающей напряженностью боевой службы в Индийском океане, Оманском и Персидском заливах СССР в 1979 заключил уже официальное соглашение с правительством Вьетнама о базировании наших кораблей в порту Камрань, а также авиации на соседнем аэродроме. - Порт Камрань удален от ближайшего пункта снабжения кораблей на Тихоокеанском побережье на 2500 миль (ок. 4600 км). Наличие такой ВМБ - правильное ее название тоже ПМТО - резко сократило протяженность коммуникаций, или "плечо" тылового обеспечения эскадры судами Вспомогательного флота ВМФ и Минморфлота. - Уместно напомнить, что с 50-х годов прошлого века Камрань была одной из важнейших баз 7-го флота США, особенно в период американо-вьетнамской войны 1964-73. - В то же время оборудуется еще один ПМТО для кораблей 8-й эскадры ВМФ - на острове Дахлак в Красном море (Эфиопия). Т.о., в 80-е годы 8-я эскадра ВМФ имела два ПМТО, более менее обеспечивающих тыловое обеспечение кораблей и хоть какой-то отдых л/с.

N.Nadych: Влера (Албания). - В 1958 с Балтики в Средиземное море (албанский залив Влера) поэтапно была переведена бригада из 12 подводных лодок. Здесь в одной из бухт был оборудован пункт временного базирования со всей необходимой для ПЛ береговой инфраструктурой. - Бригада (в т.ч. две плавбазы), которой командовал капитан 1-го ранга С.Егоров, оперативно подчинялась командующему ЧФ. Группировка выполняла задачу постоянного наблюдения за кораблями 6-го флота США и ВМС Израиля, находясь в непосредственной близости от района арабо-израильской конфронтации. - Из-за идеологических разногласий политических руководителей Албании и Советского Союза этот подготовленный во Влере пункт базирования был утерян. Силы флота лишились важного элемента тылового обеспечения, особенно в последующие годы несения боевой службы в Средиземном море. Сурабая (Индонезия). - Первые в/сл СА и ВМФ прибыли в Индонезию в 1958, по распоряжению правительства Советского Союза № 220 от 22.01.58 (числом 21). В 1962 эта цифирь увеличилась до 1740 чел. - В ноябре 1959 Индонезию посетил с визитом и первый отряд кораблей ВМФ СССР в составе крейсера "Адмирал Сенявин" и эсминцев "Выдержанный" и "Возбужденный" во главе с командующим ТОФом адмиралом В.Фокиным. - В начале 1962 на основании Постановления Совмина СССР от 26.10.61 бригада подводных лодок ТОФа прибыла в главный порт Индонезии Сурабаю. Здесь их встретил Главный военный советник вице-адмирал Чернобай. Туда же совершили перелет и неск.самолетов дальней авиации. Советские военморы сразу же начали обучение индонезийских моряков и подготовку кораблей для их последующей передачи местной стороне. - В начале августа 1962 местные власти подготовили операцию "Мандала" с целью овладения Западным Ирианом на о-ве Новая Гвинея, против чего выступила Голландия. - По согласованию с советским руководством бригада подлодок в составе 6 единиц (в т.ч. ПЛ пр. 613 "С-236", "С-292" и плавбаза "Аяхта"), должна была участвовать в боевых действиях на стороне индонезийцев. Ей присвоили новый тактический номер "50-я". - Командовать ею назначили контр-адмирала А.Рулюка. Часть сил бригады развернулась на позициях у побережья Западного Ириана и получила боевое распоряжение от главкома ВМФ – "в целях воспрепятствования вывозу (эвакуации) грузов и оборудования с острова уничтожать боевые корабли и суда, следующие через район под любым флагом". - В течение двух недель советские подлодки вели боевое патрулирование в готовности начать "неограниченную подводную войну", но до боевых действий дело не дошло. Голландцы согласились на мирные переговоры. Подводные лодки возвратились в пункты базирования. Позже они были переданы индонезийским экипажам.

N.Nadych: Индонезия. Свободу Западному Ириану http://www.airwar.ru/history/locwar/asia/indones3/indones3.html Выдержки из статьи: - "...Одним словом повторялась ситуация трехлетней давности в Египте - Сукарно пришлось "поворачиваться лицом" в сторону тогдашних соцстран - СССР, Китая, восточноевропейских стран "народной демократии". Символический шаг был сделан еще 24.01.57, когда на авиабазе "Халим Перданакусума" советская сторона передала индонезийцам Ил-14, подаренный Хрущевым Сукарно, во время визита последнего в ноябре прошлого года. А в 1958 Джакарта подписала ряд контрактов на поставку вооружений из Югославии, Польши и Чехословакии. Особенно важной стала сделка с Прагой, согласно которой закупалось до 60 МиГ-15УТИ и МиГ-17 и до 30 Ил-28 советского производства, плюс партия лицензионных Ил-14. - Поставки начались очень быстро и уже на день Незвисимости несколько МиГ-15УТИ продемонстрировали высший пилотаж, завершившийся показательным бомбометанием напалмовых баков и обстрела НАР наземных мишеней. Затем появились Ил-28 и также произвели учебное бомбометание. Все это действо завершилось впечатляющим сбросом парашютного десанта с "четырнадцатых". - Правда, новая матчасть была не особо многочисленной - на 10.02.59 в ВВС числилось всего 9 "спарок", 8 МиГ-17, 6 Ил-28 и аж 28 Ил-14. Но, понятное дело, это было только начало. Щедрый поток авиатехники из стран "восточного блока" набирал силу. = Уже 11 июня 1960 на авиабазе Кемаджоран состоялась передача первых четырех закупленных в СССР вертолетов Ми-4. В последующие два года были и другие поступления (до 20 МиГ-21, столько же МиГ-19, 25 Ту-16). Китайцы, помимо упоминавшихся Ту-2, предоставили индонезийцам небольшое количество устаревших поршневых истребителей Ла-9. Считалось, что эти машины вполне подходили для противоповстанческой деятельности и перехвата транспортных самолетов, снабжавших мятежников в различных частях страны. В Польше удалось приобрести два учебно-боевых самолета TS-8 Bies, а также лицензию на производства легкомоторной "Вильги" (выпускалась под названием "Гелатик"). - Обучение летного состава велось как на месте, так и за рубежом: в Восточной Европе, Египте, Индии и, несмотря ни на что, на Западе..." "...И уже в начале 1962 к дальним берегам прибыла бригада подлодок, а на столичной авиабазе Кемаджоран приземлились ракетоносцы Ту-16КС. Таковых машин было направлено аж 25 ед. и из них сформировали две эскадрильи - 41-ю и 42-ю. Естественно, что на первых порах на них летали советские экипажи. Шло освоение предполагаемого района боевых действий, отрабатывались варианты атаки голландского соединения и, в первую очередь, - "Доормана". Одновременно шла подготовка индонезийского персонала. Попутно стоит заметить, что само наличие советских ракетоносцев играло роль сильного морального фактора, действовавшего как на голландцев, так и на индонезийцев. Настроение последних образно выразил в беседе с корреспондентами один из индонезийских офицеров: "Они шлют против нас авианосец - ну и что: ведь у нас есть Ту-16!". - Естественно, работали советские спецы и советники и в других частях, как, например, в новых 12-й и 14-й эскадрильях, вооружавшихся, соответсвенно, истребителями МиГ-19 и МиГ-21. Наши инженеры доводили прибывшую матчасть "до ума", летчики сами летали и обучали местные кадры. Однако в случае начала боевых действий воевать должны были исключительно индонезийцы (в скобках заметим, что часто густо, когда "аборигенам" становилось туго, в кабины боевых машин садились и советские летчики и шли в бой: удачно или неудачно - как когда получалось..) - Среди советских специалистов в то время в Индонезии находился инженер 831-го ИАП по вооружению капитан К. Дмитриев, прикомандированный к 12-й аэ. Как он вспоминал позже, в загранкомандировку их отправляли традиционно по-советски, с соблюдением строжайшей секретности, что впрочем было нелишне в сложившейся ситуации. В Москве после получения необходимого "напутствия" в Генштабе группа, переодетая в гражданскую одежду, была посажена на Ил-18 и отправлена в южном направлении по маршруту Москва - Ташкент - Дели - Рангун. О пункте назначения узнали лишь после того, как покинули бирманскую столицу и командиру группы правый пилот "ила" вручил пакет, по вскрытии которого узнали, что боевую задачу будут выполнять в Индонезии. - На месте группу ждали неприятности: все двадцать МиГ-19С, доставленных в Джакарту, были в той или иной мере недоукомплектованы, при этом семь машин были вообще неисправны. Как оказалась матчасть была не новой и прошла капитальный ремонт (по крайней мере, по документам). Заводская бригада из Одессы сопровождала самолеты до пункта назначения, где разгрузила их и..отправилась домой. Естественно, что индонезийцам подобное положение дел не понравилось и они, в частности, намеревались "заворотить" бракованные самолеты и вернуть в Союз группу Дмитриева. Назревал скандал, чреватый крупными моральными и материальными издержками. - Сразу по прибытии советские специалисты, "засучив рукава", принялись за дело и вскоре четыре машины были доведены до летной кондиции. Ввиду серьезности положения подключился и советский посол Михайлов. В конечном итоге необходимые запчасти пришлось заказывать в Союзе через посольство и Политбюро. Через неделю все необходимое самолетом было доставлено. Нельзя сказать, что такого добра не было в Индонезии - просто ящики с запчастями находились на складах столичного аэропорта и их поиски заняли бы чересчур много времени. Как бы то ни было, после прибытия "спецрейса" все "девятнадцатые" были введены в строй. - Забегая вперед, можно отметить, что неприятности преследовали эти "МиГи" и в дальнейшем - в течение достаточно короткого периода боле половины машин было потеряно в авариях и катастрофах. Возможно, сказывалась "не первая свежесть" самолетов или недостаточный уровень подготовки пилотов. А может быть и то, и другое. Если говорить об отношениях советских спецов с индонезийцами, то можно отметить, что они сложились достаточно неплохие с теми, кто "тянул лямку" аэродромной службы: солдатами, унтер-офицерами и младшими офицерами. Общее дело сближало. Со старшими офицерами, как вспоминал тот же Дмитриев, должных контактов наладить не удалось: как правило, они были выходцами из небедных семей, радовались неплохому жалованию и положению в обществе, а всю работу перекладывали на плечи подчиненных, не желая при этом ничему учиться. - Были и явные враги, охотившиеся за советскими военными. Дмитриев вспоминает, что в Джакарте при различных обстоятельствах было убито четверо советских в/сл (официальная статистика признала гибель трех чел.). - По завершению ирианской кампании угроза войны с голландцами миновала и постепенно большая часть советских военных специалистов была возвращена домой. Карибский кризис несколько подзадержал этот процесс, но ненадолго. По крайней мере, группа Дмитриева уже 1 декабря 1962 была в Москве..." Интересное кино: Как это было. Война за Западный Ириан. https://www.youtube.com/watch?v=AvkqZlZ3qig http://my.mail.ru/mail/loguvolo.get/video/129/135.html

N.Nadych: Индонезийская Благодарственная Грамота советскому офицеру - инструктору, участнику операции супротив Голландии за Западный Ириан (Западная Новая Гвинея). Наши в Индонезии http://rocketpolk44.narod.ru/stran/indonez.htm - Первым оперативным соединением советского ВМФ стала Средиземноморская эскадра. Ее создание связано с событиями арабо-израильской войны 1967, когда для противодействия ВМС США в Средиземном море, сбора информации об израильских войсках и оказания помощи Египту необходима была крупная сила на море. В состав эскадры со временем вошло до 40 кораблей, в том числе около 10 подлодок СФ и ЧФ. - Ранее управление одиночными кораблями в зоне Средиземного моря (условное название – 14-я эскадра) осуществляла оперативная группа, размещавшаяся на одном из небольших кораблей. Первую такую группу возглавил капитан 1-го ранга И. Молодцов, командир дивизии ОВР (охраны водного района) ЧФ. С созданием летом 1967 полноценной группировки, "14-я эскадра" стала официально именоваться 5-й Средиземноморской оперативной эскадрой ВМФ СССР. - КП эскадры разместился на крейсере "Дзержинский", стоявшем с группой кораблей в Порт-Саиде. Впоследствии КП и штаб эскадры размещались, как правило, либо на флагманском корабле, либо на плавбазе подводных лодок. - Командование соединением непосредственно подчинялось Главкому и Главному штабу ВМФ. В составе Оперативного управления Главного штаба ВМФ была создана временная группа офицеров по управлению силами 5-й эскадры, которую вскоре преобразовали в штатную группу Южного направления. - Состав эскадры по надводным кораблям периодически менялся за счет сил трех флотов – Северного, Балтийского и Черноморского. Подлодки штатно принадлежали Северному и Черноморскому флотам; их экипажи также периодически менялись. Постоянными оставались только командование и штаб эскадры. Пунктов и мест базирования фактически не было. - Отдельные корабли получили право заходить в египетские порты Александрию и Порт-Саид. Они находились в высокой степени боевой готовности и имели разрешение на применение оружия для самообороны как против американцев, так и против израильтян. - В ходе войны 1973 возникла угроза овладения израильтянами египетским городом Порт-Саид. В сложившейся обстановке решением Главкома ВМФ были образованы силы высадки морского десанта из кораблей эскадры и нескольких кораблей ЧФ с морскими пехотинцами на борту (правда, эти корабли еще находились в Севастополе). - Большинство кораблей эскадры имели нештатные подразделения для действий в морском десанте на берегу. Подготовку они проходили в бригаде морской пехоты перед выходом на боевую службу. - Командование силами высадки было возложено на командира 30-й дивизии (КП – крейсер "Адмирал Ушаков"). Боевой задачей предписывалось зайти в Порт-Саид, организовать оборону с суши, не допустить захвата города противником. Оборону осуществлять до прибытия воздушно-десантной дивизии из Союза. Лишь в последний момент, с ЦКП ВМФ поступило распоряжение об отмене выполнения задачи.



полная версия страницы