Форум » Наша служба » ИНОСТРАННЫЕ АРМИИ » Ответить

ИНОСТРАННЫЕ АРМИИ

вш: В бытность нашей службы был такой предмет "Иностранные армии". Сейчас все стали вдруг "иностранными". Поэтому есть предложения дать информацию для составления своеобразной СВОДКИ.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

вш: ... ользоваться для ведения оптической разведки, кроме того, на них могут быть установлены различные технические средства разведки: тепловизоры, РЛС итд.[/more

вш: Силы специальных операций (ССО) КНР, относящиеся к вооруженным силам страны, делятся на ССО сухопутных войск и ССО военно-морского флота. СИЛЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК НОАК ИСТОРИЯ. Сухопутные силы специальных операций НОАК – боеготовые подразделения, способные вести разведку и боевые действия в локальных конфликтах в условиях применения высоких технологий. Ранее НОАК не имела в своем составе штатных сил специальных операций. До 1988 года их функции выполняли разведывательные подразделения, широко применявшиеся для решения таких специальных задач, как специальная разведка, проведение рейдов и осуществление засад, сбор разведывательной информации, захват пленных, и тому подобных действий. Разведподразделения НОАК активно действовали в ходе китайско-вьетнамского конфликта 1979 года, а также в пограничных конфликтах восьмидесятых годов. В то время они не сильно отличались от обычных сухопутных подразделений НОАК по оснащению, организационной структуре и были далеки от современных сил специальных операций по своим возможностям. Впервые командование НОАК начало интересоваться методами проведения специальных операций в середине восьмидесятых, когда оно стало отходить от концепции народной войны и приходить к пониманию характера локальных конфликтов, которые протекают в более короткие сроки и в условиях применения современных видов оружия и технических средств. Офицеры и генералы НОАК, занимавшиеся военным планированием, осознали, что следующая война на приграничных с КНР территориях, характерная скоротечными боевыми действиями, намного более вероятна, нежели глобальная война с участием крупных объединений и соединений, а также с привлечением народных масс. Опыт войны с Вьетнамом показал, что в ходе такой войны регулярные и весьма многочисленные части и соединения НОАК долгое время могут не встретить открытого сопротивления, но в то же время могут подвергаться систематическим нападениям диверсионных групп противника. Китайские военные сделали правильный вывод из урока, который им преподали силы специальных операций Вьетнама, нанеся регулярным частям НОАК значительный урон. В 1988 году в военном районе Гуаньчжоу появилось первое подразделение быстрого реагирования, перед которым были поставлены специальные задачи. Оно было сформировано на базе разведывательной группы района. Подразделение получило новое вооружение и оснащение и приступило к специальным тренировкам по выживанию, плаванию в полном снаряжении, парашютно-десантной подготовке, высадке с вертолетов. Вскоре после этого и другие разведподразделения военных районов также были преобразованы и приступили к отработке действий специальной войны. СТРУКТУРА. В настоящее время сухопутные войска Народно-освободительной армии Китая располагают семью группами специальных операций. Каждое подразделение дислоцируется в одном из семи военных районов и находится в прямом подчинении начальника штаба района. В Народно-освободительной армии Китая при упоминании сил специальных операций используются термины «группа специального назначения» («DaDui») или «группа специальной разведки». Термин «DaDui» обозначает воинское подразделение, сопоставимое с полком, которое делится на три батальона и насчитывает около 1000 человек. Количество команд СпН в каждом батальоне различно и зависит от стоящих перед ним задач. Команды, состоящие из двух человек, используются для ведения специальной разведки. Для проведения акций прямого действия могут выделяться подразделения до усиленной роты. Помимо этого группы армий, полевые дивизии и полки также имеют в своем составе подразделения, ограниченно способные вести спецразведку и специальные действия. Каждая из 18 групп армий имеет в своем составе группу специальной разведки, которая может быть приравнена по численности и боевым возможностям к отдельному батальону. Каждая дивизия включает в себя роту специальной разведки численностью около 120 человек. Каждый полк имеет в своем составе взвод специальной разведки численностью от 30 до 40 человек. Все эти подразделения следует также считать частью сухопутных сил специальных операций ВС Китая, поскольку они способны проводить акции прямого воздействия и вести специальную разведку. Уровень их подготовки и оснащенности сопоставим с уровнем групп специального назначения военных районов. ЗАДАЧИ. Подобно аналогичным подразделениям во всем мире ССО НОАК выполняют задачи по ведению специальной разведки, прямым действиям, сбору разведданных, нетрадиционным способам войны и антитеррористическим операциям. Специальная разведка. Исторически сложилось, что НОАК уделяла важное внимание ведению разведки как на тактическом уровне, так и на уровне театров военных действий и на общенациональном уровне. В соответствии с уставами и наставлениями разведывательная активность обычно усиливается при подготовке к наступлению. Для того, чтобы помочь командующему верно определить направление наступления, разведывательные группы высылаются по всему фронту с задачами вскрыть позиции противника, его штабы, выявить слабые места в обороне. Активная разведывательная деятельность может включать в себя разведку боем, чтобы противник вскрыл свои позиции, рейды, позволяющие проверить реакцию противника, а также ограниченное обозначение наступательных действий, которое поможет вскрыть намерения противника. Группы армий, дивизии, бригады и полки имеют в своем составе разведывательные подразделения, способные выполнять эти задачи. Эти разведподразделения могут вести разведку на глубину от 8 до 20 километров, либо, действуя на флангах, осуществлять сбор информации о деятельности противника. Они имеют на вооружении легкие транспортные средства, мотоциклы и вездеходы. Некоторые разведывательные подразделения используют для сбора разведданных беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Беспилотные летательные аппараты, находящиеся на вооружении НОАК, могут запускаться как с автомобилей, прицепов, так и в ручном режиме. Прямые действия. Задачи, выполняемые в рамках прямых действий, представляют собой короткие столкновения и другие мелкомасштабные наступательные действия, проводимые силами специальных операций в тылу противника. Силы спецопераций НОАК проводят рейды на жизненно важные объекты или позиции, освобождают пленных и захватывают языков. Целью их деятельности могут быть командные пункты, аэродромы, морские порты, мосты, оружие массового поражения, а также позиции и КП системы ПВО. Также целью спецназа могут быть и гражданские объекты инфраструктуры, например такие, как линии связи и электропередачи. Уничтожая или проводя диверсии на этих объектах, спецназ НОАК заметно снижает возможности противника в управлении войсками, а также в их применении. Разведывательная деятельность. Силы специальных операций Народно-освободительной армии Китая тесно взаимодействуют с разведывательными службами и департаментами НОАК при сборе информации о погодных условиях, о местах расположения командных пунктов противника, размещения резервов, оружия массового поражения, позиций подразделений боевого обеспечения, тыловых подразделений и маршрутов подвоза МТС, о возможных местах форсирования водных преград, о путях наступления, а также при определении целей для систем управляемого оружия. Контртерроризм. В результате роста активности сепаратистских группировок в отдаленных районах Китая – Тибет и Сияанг – силы специальных операций НОАК начали развивать направление борьбы с терроризмом в части, касающейся освобождения заложников. Они часто взаимодействуют с Народной вооруженной полицией и местными полицейскими силами. В октябре 2002 года подразделения сил специальных операций НОАК приняли участие в совместных китайско-таджикских контртеррористических учениях. Как сообщает китайская государственная пресса, принято решение об официальном включении антитеррористической деятельности в доктрину применения ССО НОАК с изменением программы боевой подготовки спецподразделений. ПОДГОТОВКА. Силы специальных операций НОАК, подобно их зарубежным коллегам во всем мире, уделяют особое внимание физической подготовке и умению бойцов обращаться с оружием. Все бойцы ССО тренируются в искусстве ведения рукопашного боя, а также приобретают опыт выживания в полевых условиях. В зависимости от стоящих перед ними задач военнослужащие некоторых подразделений проходят специализацию, тренируясь действовать в городских условиях, на приморском театре военных действий, а также получают специальность подрывника, связиста, специалиста по компьютерным технологиям, переводчика. ОСНАЩЕНИЕ И ВООРУЖЕНИЕ. Подразделения ССО НОАК намного лучше оснащены и вооружены по сравнению с обычными частями сухопутных войск. Личный состав вооружен стандартными автоматами «Тип 95», снайперскими винтовками «Тип 88», пистолетами-пулеметами «Тип 64», «Тип 79», пистолетами «Тип 92» и реактивными противотанковыми гранатометами (РПГ). Некоторые из указанных видов оружия оборудуются приборами бесшумной и беспламенной стрельбы для проведения тайных операций. Бойцы ССО НОАК изучают и иностранное стрелковое оружие. Подразделения имеют на оснащении бронежилеты, радиостанции для связи внутри группы и связи командира группы с центром, приборы ночного видения, портативные телесистемы, лазерные дальномеры и GPS/GLONASS системы определения координат, а также другие подобные приборы. Подразделения ССО Китая используют вертолеты армейской авиации для осуществления вывода групп специального назначения на короткие и большие дальности в тыл противника. Также они используют скоростные транспортные средства типа «багги» для нанесения быстрых ударов по противнику и джипы для транспортировки и действий в тылу врага. Некоторые подразделения ССО начали осваивать парапланы для проникновения на территорию противника на сверхмалых высотах. СИЛЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВМФ КНР В ВОЕННО-МОРСКИХ силах задачи по ведению разведывательно-диверсионной деятельности возложены на разведывательную роту, входящую в состав дивизии морской пехоты Южного флота (не так давно в СМИ появилась информация о развертывании на базе роты отряда численностью 250 человек). Рота дислоцируется в г. Чжаньцзян провинции Гуандун и стоит отдельно от остальных подразделений дивизии морской пехоты, приблизительно в пяти километрах. Численность роты около 100 человек. Она организационно состоит из штаба и двух взводов по 30 человек в каждом. В состав роты также включено подразделение боевых пловцов численностью до 40 человек. Комплектование данного подразделения осуществляется добровольцами на конкурсной основе, предусматривающей особые требования к физической, психологической и общеобразовательной подготовке кандидатов. ЗАДАЧИ. Основными задачами ССО ВМФ КНР являются: ведение визуальной инструментальной, радио- и фоторазведки назначенных прибрежных объектов и деятельности сил флота противника в районах их базирования и прибрежных акваториях; уничтожение наземных кораблей и подводных лодок в базах, на рейдах и якорных стоянках; уничтожение наиболее важных гидротехнических сооружений; разведка противодесантной обороны противника (ПДО), создание проходов в инженерно-технических заграждениях ПДО или уничтожение подводных и прибрежных заграждений; подготовка и проведение диверсионных актов на транспортных магистралях, военных и промышленных объектах в прибрежной полосе; нарушение линий военных и гражданских систем связи. Доставка РДГ в районы боевых действий производится скрытно на самолетах, вертолетах, подводных лодках (в том числе сверхмалых), кораблях, судах и катерах. В ходе морских десантных операций рота подводных диверсантов высаживается в составе сил первого броска морской пехоты. Всего силами роты ССО ВМС КНР может быть обеспечена одновременная заброска в тыл противника от 12 до 18 разведывательно-диверсионных групп численностью 4-6 человек, способных действовать на удалении 30-40 км от уреза воды в течение 10 суток. ПОДГОТОВКА. Программа подготовки разведывательной роты состоит из 18 предметов, основными из которых являются тактико-специальная подготовка, водолазное дело, огневая подготовка, воздушно-десантная подготовка, автомобильная подготовка, минно-подрывное дело, горная подготовка, топография, медицинская подготовка, физическая подготовка. В ходе тактико-специальной подготовки отрабатываются способы ведения разведки объектов противника, организация внезапного нападения на противника и т.д. Подразделение готовится к ведению боевых действий не только в полевых условиях, но и в населенных пунктах. Для этих целей отрабатываются такие задачи, как захват и вывод из строя объектов наземной и воздушной транспортной системы противника, узловых объектов океанских и морских коммуникаций, важных объектов тылового обеспечения и т.д. В ходе огневой подготовки основной упор делается на индивидуальную подготовку. Для повышения качественных показателей стрельбы используются нетрадиционные приемы и способы огневой подготовки. В частности, личный состав занимается отработкой приема изготовки для стрельбы стоя из автомата (пулемета) с утяжелением оружия и изменением центровки. При проведении воздушно-десантной подготовки большое внимание уделяется прыжкам в сложных условиях: ночью, при сильном ветре, с малых высот. Навыки, полученные в ходе обучения, отрабатываются в ходе боевой подготовки, которая проводится в различных климатических и географических условиях, характерных для Китая и сопредельных государств. Серия тренировок проводится в экстремальных условиях жаркого климата на песчаных пляжах Южно-Китайского моря, при низких температурах в горно-лесистой местности на севере страны. Значительное место в боевой подготовке занимает дисциплина «выживание в экстремальных условиях». Для этих целей, как правило, выбирается район с сильно пересеченной местностью, с отсутствием транспортных сетей, изменчивыми погодными условиями и удаленный от населенных пунктов. Кроме того, проводится обязательный недельный курс выживания на необитаемых островах, лишенных растительности, на которые пловцы десантируются с воздуха, имея при себе запас продовольствия, состоящий из пачки галет, двух пачек лапши и фляги с водой на неделю. Ежедневно на боевую подготовку отводится 12 часов. Три раза в год подразделение специального назначения ВМС выезжает на парашютно-десантные сборы продолжительностью до одного месяца. Специальная техническая подготовка боевых пловцов рассчитана на четыре года и предусматривает прохождение курсов подводной, воздушно-десантной, навигационной практики, подрывного дела, управления автомобильной техникой и маломерными судами, использование штатных средств связи. ВООРУЖЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ. На вооружении роты находится как обычное, так и специальное (бесшумное) стрелковое оружие различных типов, включая до 100 автоматов АК-47 и АКМС китайского производства и пистолетов-пулеметов («Тип 56» и «Тип 64»), до 15-20 ручных пулеметов РПД-44, РП-46, РПК, пистолеты ТТ, «Беретта», «Кольт» образца 1923 г. и пистолеты-пулеметы «Узи» (все эти образцы выпускаются в КНР под своими названиями – прим. «Отваги»). Для поражения живой силы противника, уничтожения его бронированной техники и других объектов личным составом роты могут применяться ручные гранаты типа Ф-1, РГ-42, РКГ-3, а также реактивные гранатометы РПГ-2, РПГ-7 и подрывные заряды различных типов. Кроме того, разведывательно-диверсионные группы вооружены стреляющими ножами и гарпунами. Доставка разведывательно-диверсионных групп и отдельных боевых пловцов роты ССО ВМС осуществляется главным образом морским (подводным и надводным) и воздушным способом. Для этого в состав специального снаряжения входят подводные буксировщики, подводные дыхательные аппараты, гидрокомбинезоны, малогабаритные ГАС, десантные парашюты Д-1-5У, Д-5, З-5. Для действий на берегу личный состав обеспечивается маскировочными костюмами, стальными шлемами и бронежилетами и дополнительными средствами для ориентировки, подачи сигналов, наземной и подводной связи, приборами ночного видения. НЕСМОТРЯ на сравнительно короткий срок существования ССО ВС КНР, эти подразделения имеют высокий уровень подготовки и способны эффективно решать весь спектр стоящих перед ними задач. При этом техническая оснащенность и вооружение подразделений, по сравнению с их зарубежными коллегами, оставляет желать лучшего. В то же время командование НОАК и ВМФ уделяет этим подразделениям самое пристальное внимание и стремится повысить уровень их подготовки и оснащенности.

вш: 8-я группа курсанток Летного университета ВВС Народно-освободительной армии Китая в составе 22 человек 18 июня приступила к учебным полетам на образцах истребителей. Если все пройдет благополучно, в 2009 г. в ВВС НОАК появится первый отряд летчиц-истребителей. Китай -- одна из стран, где насчитывается большое количество женщин-летчиц. С 1951 г. в ВВС НОАК поступили 8 групп летчиц- курсанток -- в общей сложности 400 с лишним человек. Свыше 300 из них стали настоящими летчицами, однако все они -- пилоты военно- транспортных самолетов. В 2005 г. в Летный университет ВВС НОАК приняли 8-ю группу курсанток в составе 35 человек, 22 из них сумели завершить тренировочные полеты и приступить к учебным полетам на образцах истребителей.


ZAV: Вероятного противника нужно знать в ЛИЦО

ZAV: Это практически ИЛ-38

ZAV:

ZAV:

ZAV: ЦЕЛЬ НОМЕР ОДИН

ZAV: Кстати со штангой заправка намного сложнее и опаснее, у нас надежнее и проще, и лучше.

ZAV: Кстати о птичках, в журнале AIR FORSE от 29.11.2008 есть статья разработчика КС ВВС сша, в которой он признает что ИЛ-78 по многим параметрам превосходит своего собрата из USA уж что что а военную технику мы умеем делать.

ZAV: Вот главная армия в мире- т.е. ГЛАВНЮКИ. СССР развалился после войны в афгане.....!???

вш: Италия Численность населения:58 057 477 Численность военнослужащих: 201 800 Валовой национальный продукт, млн. $: 1 550 000,00 Импорт, млн. $: 271 100,00 Экспорт, млн. $: 278 100,00 Баланс внешней торговли, млн. $: 7 000,00 Бюджет, млн. $: 688 000,00 Военный бюджет, млн. $: 11 000,00 Вооруженные силы Италии и их состав Сухопутные войска: 165 600 чел. Оперативные силы: СБР (механизированная десантно-ппурмовая и воздушно-десантная бригады, амфибий ный и инженерный полки, полк АА), альпийские войска (3 аль пийские бригады, инженерный полк, полкАА, альпийский парашютный батальон), 2 командования оборонительных сил (2 танковые, 4 механизированные и бронекавалерийсхая бригады, 2 инженерных полка, полк АА), командование поддержки оперативных сил (зенитная артиллерийская дивизия: 3 полка ЗУР "Хок", 2 зенитных артиллерийских полка; артиллерийская бригада: 1 тяжелый артиллерийский, 3 артиллерийских полка, полк ЗОМП; дивизия АА: 2 полка и 2 батальона АА). Вооружение: 1322 танха (из них 868 "Леопард-1"), 3107 БТР, 1334 орудий ПА (в т. ч. 286 самоходных калибров 155 и 203 мм), 22 РСЗО MLRS, оюпо 2000 минометов, 690 80-мм безоткатных орудий, 60 ПУЗУР "ХЬк". 113 ПЗРК "Стингер", 361 вертолет (из них 45 ударных А-129), 426 ПУ ПТУР ТОУ-2В, 1000 ПУ ПТУР "Милан", 10 самолетов (в т. ч. 6 SM-1019) Военно-воздушные силы 63 600 чел. (вт. ч. 20 300 ср. ел.), 253 б. с. (92врез.).б. в. нет. Тактичесжиеподразделения: 8ибаэ,7иаэПВО,2аэбпа,аэ РЭБ, аэ самолетов-лабораторий, 3 таэ, 3 аэс, утаэ ваэ ПСП, 20 зрдн. Самолетный и вертолетный парк: 96 (еще41 врез.) "Тор-надо-ЮЗ", 65 F-104ASA (еще 35 в рез.), 6 TF-104G (еще 12 в рез.). 80 АМХ (еще 21 в рез.), 75 МВ-339. 11 MB-339CD. 14 "Агпаниге" (еще 4 в рез.), 4 Боинг 707-320,9 С-1 ЗОН, 39 G-222, 2DC9-32, 2 "Гольфстрим-3", 3 "Фалюн-50", 7Р-166, 5 Р-180.7 PD-808.26 SF-260M, 29 SIAI-208,21 HH-3F, 1 SH-3D. 27АВ-212, 51 NH-500D. ПВО бзрдн "Найк-Геркулес", 14зрдк "Спада". Военно-морской флот 38 000 чел. (в т. ч. 11 000 ср.сл). Флот, 5 территориальных командований, ССО. ФЛОТ: 3 эскадры, флотилия корветов, командования подводных и минно-тральных сил, авиация. 8 ПЛ (4 "Сауро", 4 "Усовершенствованный Сауро"), 1 АВЛ "Гарибальди", 1 КР "В. Венето", 4 ЭМ УРО (2 "Де ла Пенне", 2 "Аудаче"), 16 ФР УРО (8 "Маэсграле", 4 "Лупо", 4 "Артилье-ре"). 8 КОРВ "Минерва", 9 ПК (3 "Бамбу", 4 "Кассиопея", 2 "Агрессив"), 4 РКА "Спарвьеро", 3 ПКА "Эсплорагоре", 3 ДВКД "Сан-Джорджио", более 30 ДКА. 1 ШК МТС. 12 МТК (4 "Леричи", 8 "Гаэта"), 25 ВСУ (в т. ч. 3 ТНЗ. 8 ТН, 4 ОС, 3 ОИС, 2 СС, 3 ПМ, 2 водолазных судяа), 5 учебных судов (в т. ч. 2парусных), 52 БУК (в т. ч. 44 рейдовых). ССО: группы: специального назначени11я(3), боевых пловцов(1). АВИАЦИЯ: 2 500 чел. Эскадрильи: самолетов -1 шаэ; вертолетов - 5 аэ ПЛВ, 1 аэ ТЦВ. Самолеты -18(16 AV-8B, 2 TAV-8B); вертолеты - 82 (29 SH-3D/H, 51 АВ-212,2 ЕН-101). МП: 1 000 чел.. вооружение -ЗОБТРУСС-!, 10BTPLVTP-7,16 81-мм минометов, 8 106-мм безоткатных орудий, б ПТРК "Милан".

вш: Разведывательное сообщество" США часть 1 Военно-политическая обстановка в мире претерпевает значительные изменения в связи с активизацией советско-американского диалога, развитием процесса перестройки в СССР и динамичными внутриполитическими и экономическими преобразованиями в странах .Восточной Европы. Предпринимаемые Советским Союзом инициативы в политической и военной областях способствуют ослаблению напряженности в мире. Однако американское военно-политическое руководство, занимая в последнее время по ряду международных проблем конструктивную позицию, в целом продолжает делать ставку на политику «с позиции силы» и добиваться достижения военного превосходства над СССР. В этой связи Вашингтон планирует и активно наращивает усилия по добыванию и анализу информации о происходящих в нашей стране и других государствах Организации Варшавского Договора (ОВД) внутриполитической, экономической и военной реформах, осуществляет поиск путей прямого и косвенного влияния на них. Согласно оценке западных экспертов, в данных условиях решающее значение приобретают мероприятия администрации Дж. Буша, нацеленные на повышение эффективности американских разведслужб, руководство которых про-. должает считать СССР основным противником. Усиление разведывательной деятельности против СССР и его союзников обусловлено стремлением Вашингтона иметь своевременную и достоверную информацию о ходе реализации программ конверсии в советской военной промышленности и ее влиянии на военный потенциал страны в целом, подготовить разведывательное обеспечение советско-американских соглашений по контролю над вооружениями, в максимальной степени расширить масштабы разведывательных задач и пропагандистско-подрывной деятельности в новых условиях, которые складываются в Советском Союзе и странах Восточной Европы. Повышенное внимание к разведке определяется также усиливающимся процессом распространения ядерного и химического оружия и средств его доставки в «третьем мире», появлением на международной арене новых «центров силы» - Японии, Китая и других перспективных политических и экономических соперников Соединенных Штатов. В системе органов государственной власти США разведка традиционно занимает исключительно важные позиции, оказывает возрастающее влияние на процесс формирования и реализации военно-политического курса Вашингтона. Приход к власти республиканской партии в 80-е годы дал толчок интенсивному количественному и качественному росту активности разведывательных служб. При администрации Рейгана (за восемь лет) бюджет их вырос в 2,5 раза и превысил 25 млрд. долларов. Численность личного состава разведывательных органов США, по оценкам американской печати, достигла 200 тыс. человек. В своем бюджетном запросе администрация Дж. Буша увеличила ассигнования на разведку в 1990 году до 30 млрд. долларов, причем больше половины этих средств будут израсходованы на мероприятия против СССР и стран Восточной Европы. Сообщая об этом, газета «Лос-Анджелес тайме» (апрель 1990 года) назвала указанные ассигнования «бюджетом холодной войны, который игнорирует новые реальности». Демократизация и растущая открытость советского общества воспринимаются разведслужбами США как благоприятная возможность для активизации антисоветской деятельности. Газета «Бостон глоб», ссылаясь на влиятельные круги в стране, писала в марте 1990 года о намеченном усилении шпионской деятельности против Советского Союза, которая «охватит все формы - от анализа до тайных операций и вербовки агентов». Причем, по словам газеты, эти планы не вызывают возражений в органах политической власти. Федеральное бюро расследований добивается увеличения в 2 раза числа своих агентов, которые будут следить за работой представительств СССР и его союзников в Соединенных Штатах. Парадоксально, но руководители американских спецслужб связывают позитивные тенденции на международной арене с «новыми угрозами» для национальной безопасности США и пытаются этим оправдать необходимость развития своих ведомств. По словам директора ЦРУ У. Уэбстера, «сегодня потребность в разведке выросла. По мере того как в мире сглаживаются острые углы, угрозы, с которыми мы сталкиваемся, становятся более многочисленными, более многообразными и труднопредсказуемыми». В докладе министра обороны Р. Чейни президенту и конгрессу (январь 1990 года) подчеркивается необходимость «расширения возможностей разведки по сбору и обработке информации» в нынешней быстро меняющейся обстановке. И наконец, о возникновении «беспрецедентных вызовов для разведывательных служб и программ» вследствие происходящих в мире изменений заявил президент Дж. Буш в своем докладе «Стратегия США в области национальной безопасности» (март 1990 года). При этом он сделал акцент на необходимости сосредоточить внимание разведки на новых вопросах, прежде всего экономических, которые, по его словам, становятся «стимулом для многих происходящих в коммунистическом мире военных и политических изменений». Касаясь задач контрразведки, президент утверждал о том, что «усилия враждебной разведки в ближайшем будущем вряд ли уменьшатся и даже могут возрасти». Нынешняя администрация, как и все предыдущие, заявила о намерении иметь высокопрофессиональную и политически нейтральную разведку. Однако лозунг «разведка вне политики», отражающий один из широко провозглашаемых принципов деятельности американских разведывательных служб, в жизни продолжает нарушаться: политики вначале принимают решения, а затем требуют от разведки предоставить * факты, подтверждающие их правильность. Усилению роли разведки в формировании внешней политики США способствует тот факт, что Дж. Буш хорошо разобрался и научился пользоваться большими возможностями разведывательных органов, находясь в свое время на посту директора ЦРУ, а затем и вице-президента в администрации Рейгана. Он укрепил тенденцию подбора и назначения опытных представителей разведслужб на ключевые должности в администрации. Например, в аппарате совета национальной безопасности (СНБ) руководящие посты в ряде региональных и функциональных групп стали после реорганизации аппарата занимать бывшие разведчики. Помощником президента по национальной безопасности стал кадровый разведчик генерал-лейтенант Б. Скоукрофт, его заместителем - бывший начальник информации ЦРУ Р. Гейтс. Последний, будучи одним из руководителей Центрального разведывательного управления (ЦРУ), откровенно заявил, что его ведомство намерено «не только не сокращать задействованные механизмы разведывательной деятельности против СССР, но и повысить качество и объективность аналитической продукции, касающейся Советского Союза, его вооруженных сил». В Соединенных Штатах действует сложившаяся система разведслужб, представляющая собой' своеобразный конгломерат разведывательных организаций из различных федеральных ведомств, который именуется «разведывательным сообществом» (рис. 1). Данная система создана на базе Закона о национальной безопасности 1947 года и со временем превратилась в мощное и эффективное средство разведывательного обеспечения военно-политического курса Вашингтона. В состав «разведывательного сообщества» входят ЦРУ, ФБР, разведывательные службы ряда гражданских ведомств (госдепартамента, министерства финансов, министерства энергетики, управления по борьбе с наркотиками), а также разведывательные органы Пентагона - разведывательное управление министерства обороны (РУМО), управление национальной безопасности (УНБ), разведки министерств армии, ВВС и ВМС, национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР). По объему и важности добываемой информации военная разведка фактически является основным звеном «разведывательного сообщества». В интересах более эффективного руководства «разведывательным сообществом» учреждена должность директора центральной разведки, которую по совместительству занимает директор ЦРУ. Он подчинен непосредственно президенту и СНБ (президент, вице-президент, госсекретарь и министр обороны), координирует работу разведслужб по сбору, обработке и распределению добываемой информации, руководит разработкой бюджета всей разведки, представляет его президенту и конгрессу (ассигнования на «разведывательное сообщество» засекречены и не входят в бюджет министерства обороны). При директоре центральной разведки действует штаб, который, согласно приводимым в печати данным, состоит примерно из 250 откомандированных в его состав сотрудников военной разведки и ЦРУ. Расходы на деятельность штаба достигают 25 млн. долларов. В системе директора центральной разведки имеется также совет национальной разведки, который занят в основном подготовкой национальных разведывательных оценок для высшего военно-политического руководства, страны. Совет состоит из группы так называемых офицеров национальной разведки - специалистов, каждый из которых отвечает за подготовку аналитических материалов по своему географическому региону или разделу военно-политической и экономической деятельности разведываемых стран на базе данных, поступающих от всех разведорганов США. Президент и СНБ формулируют приоритеты и ежегодные основные задачи разведки. Более детально они формируются на уровне межведомственных групп и комиссий при СНБ. Официально контроль над деятельностью разведки осуществляют имеющиеся при президенте совет по надзору за разведкой и консультативный совет по внешней разведке. Согласно Закону о надзоре за разведкой 1980 года информация о проводимых «разведывательным сообществом» операциях может докладываться в конгрессе только постоянному комитету по разведке палаты представителей и сенатскому специальному комитету по разведке. Но из соображений секретности даже они не всегда получают полную информацию о тайных операциях и добиваются от президента США права быть в курсе о наиболее важных из них (хотя бы через 48 ч после их проведения), которые могут при неудаче нанести ущерб национальному престижу Соединенных Штатов. Центральное разведывательное управление - наиболее известный из-за многочисленных международных скандалов орган стратегической разведки США, своеобразное ядро «разведывательного сообщества». ЦРУ выполняет задачи по добыванию, анализу и рассылке информации об иностранных государствах, проводит одобренные президентом специальные операции за рубежом, готовит многочисленные оценки специально для президента и высшего военно-политического руководства страны. Эксперты этого ведомства ежегодно организуют и проводят более 1000 выступлений на слушаниях различных комитетов конгресса США. Чтобы избежать обсуждения некоторых диверсионно-подрывных операций в конгрессе, ЦРУ для их осуществления нередко прибегает к помощи специальных подразделений армии (проводимые «зелеными беретами» акции на рассмотрение комитетов не выносятея). К тому же финансирование в таких случаях осуществляется за счет бюджета министерства обороны. В течение долгих лет ЦРУ активно участвует в проведении подрывной деятельности на территории многих стран, в том числе СССР и других государств ОВД, путем оказания разносторонней помощи имеющим антикоммунистическую направленность организациям в целях дестабилизации обстановки и подрыва существующих социально-политических систем. После публичного разоблачения этой деятельности руководство США создало «Национальный фонд в поддержку демократии» - неправительственную организацию, которая, однако, по сообщению агентства Ассошиэйтед Пресс, финансируется из федерального бюджета и в значительной степени контролируется ЦРУ. С момента своего появления (1983 год) она снабжает деньгами и печатной техникой сепаратистские и националистические движения в странах Восточной Европы, а в последние годы и в Советском Союзе. Согласно опубликованному в США годовому отчету этого фонда за 1988 год он через определенные общественные организации поставил, например, «независимым издателям» в СССР компьютеры и множительную технику на 125 тыс. долларов (в 1989 году - на 145 тыс.). Для оказания поддержки «независимым демократическим группам» в Латвии было выделено 27,5 тыс. долларов. Такую же сумму получил «Центр за освобождение эстонских узников совести в СССР» (расположен в Швеции), который выделяет средства «борцам за права человека» и независимой прессе в Эстонии. 20 тыс. долларов были переданы «независимым группам» на Украине. Этот перечень можно было бы продолжить. ЦРУ активно использует свои многочисленные учреждения прикрытия в целях добывания образцов советской военной техники и вооружения. По данным газеты «Вашингтон пост», американская разведка только в последние несколько лет затратила до 250 млн. долларов на операции по приобретению советских систем оружия через страны Восточной Европы. ЦРУ также старается эффективно воспользоваться своими связями в деловых кругах Запада для создания надежных каналов агентурного проникновения в советские военные, военно-научные, военно-промышленные и государственные учреждения. Согласно сообщениям зарубежной печати, в этом плане в условиях складывающейся в нашей стране внутриполитической обстановки особо привлекательной для ЦРУ выглядит работа в сфере деятельности различных совместных предприятий. Администрация Дж. Буша в значительной мере ослабила введенные 15 лет назад ограничения на деятельность ЦРУ, запрещавшие этому ведомству участвовать в заговорах с целью физической ликвидации иностранных лидеров. Как сообщила газета «Бостон глоб» (апрель 1990 года), принято решение о том, что сотрудники ЦРУ могут принимать участие в операциях по свержению иностранных правительств, даже если при этом будет существовать «большая вероятность» гибели руководителей государств. Для выполнения своих многочисленных задач ЦРУ располагает крупнейшим в «разведывательном сообществе» штатом специалистов. По оценке американских средств массовой информации, общая численность его постоянного состава достигает 18 тыс., человек (с учетом специалистов, работающих по контрактам, и сотрудников фирм прикрытия их число превышает 40 тыс. человек). Бюджет ЦРУ 4-6 млрд. долларов. Оно располагает большим количеством учреждений прикрытия, в том числе авиакомпаниями, экспортно-импортными фирмами, издательствами, торговыми судами, имеет контрольные пакеты акционерных обществ. Таким образом, оно имеет возможность в обход закона снабжать различные движения средствами из этих «неучтенных» фондов. В организационном плане ЦРУ включает секретариат, отделы при директоре, четыре главных управления (пятое - управление по вопросам планирования и координации - находится в стадии формирования). Самым крупным среди главных управлений является оперативное управление. По оценкам западных экспертов, оно насчитывает около 8 тыс. специалистов, большая часть которых находится за рубежом в составе резидентур. В управление входят многочисленные службы (в том числе тайных диверсионно-подрывных операций, оценок, планирования и разработок) и оперативно-технический отдел, занимающийся установкой подслушивающей аппаратуры. В составе управления находятся оперативные региональные направления, которые осуществляют руководство более чем 100 резидентурами и сотнями их филиалов за рубежом. Кроме того, направление, занимающееся добыванием разведданных на территории Соединенных Штатов, проводит опрос многих тысяч вернувшихся из зарубежных поездок сограждан. В этом плане ЦРУ активно кооперируется с израильской разведкой «Моссад» - в Израиле они проводят совместный опрос выехавших туда бывших советских граждан. Главное управление информации является одновременно и базовым для центра национальной разведывательной информации в системе директора центральной разведки. Организационно оно состоит из нескольких служб, пяти региональных и пяти функциональных управлений и имеет до 4 тыс. человек, из которых более 1 тыс. занимаются аналитической работой. Главное управление готовит огромное количество текущей и аналитической разведывательной информации для высшего военно-политического руководства США и различных федеральных ведомств, принимающих в той или иной мере участие в формировании внешней политики Соединенных Штатов. Главное управление по науке и технике занимается новыми средствами разведки, изучением состояния и перспектив развития науки и техники за рубежом. Находящиеся в его составе управления исследований и разработок, радиотехнической разведки, разработок и конструирования, оперативно-технического обеспечения работают над созданием новых систем технической разведки, проводят их испытания и последующее развертывание, обеспечивают деятельность секретных постов перехвата. Главному управлению подчинен также Национальный центр дешифрования данных воздушно-космической фоторазведки, в котором работает несколько тысяч военных и гражданских специалистов - совместный орган ЦРУ и военной разведки. Главное административное управление (5 тыс. человек) ведает подбором и расстановкой кадров, вопросами финансирования и материально-технического обеспечения ЦРУ, ведет профессиональную подготовку, организует и обеспечивает связь с резидентурами и агентурой. ЦРУ проводит большую работу по закреплению высококвалифицированных специалистов в своей системе, принимает меры по их социальной защищенности. Так, благодаря немалым усилиям со стороны его руководства для защиты личного состава разведслужб от несанкционированного раскрытия в 1982 году был принят закон, согласно которому виновному в разглашении сведений о сотруднике разведки грозит тюремное заключение сроком до десяти лет и огромный денежный штраф. Ежегодное пенсионное пособие для ветеранов этого ведомства достигает почти 150 млн. долларов. В нем существует собственная система наград и отличий за боевую работу и успехи в службе. ЦРУ активно занимается подбором кадров перспективных специалистов, которые должны иметь, как правило, высшее образование. Ежегодно до 150 тыс. человек изъявляют желание работать в нем, ознакомившись с- публикуемыми в прессе объявлениями о приеме на работу. Из них принимают около 1500 человек.. Среди разведок других федеральных ведомств - членов «разведывательного сообщества» США - заметное место занимает Управление разведки и исследований государственного департамента, которое занимается обеспечением высшего руководства страны информацией по военно-политическим, социологическим, научным и другим вопросам, отвечает за сбор данных на политических, военных и других деятелей различных государств. Оно руководит деятельностью разведаппаратов почти 250 американских посольств и других представительств за рубежом, распределяет между ними разведывательные задачи, отвечает за работу круглосуточно функционирующего центра сбора и обработки разведывательной информации. Входящие в состав управления подразделения занимаются также изучением проблем влияния военного потенциала иностранных государств на международные отношения, осуществляют анализ хода переговоров по проблемам разоружения, издают в интересах госдепартамента различные географические пособия и справочные материалы. Согласно оценкам иностранных экспертов, в управлении насчитывается около 500 специалистов, годовой бюджет достигает 80 млн. долларов. Федеральное бюро расследований - главное оружие политического сыска США - входит в министерство юстиции, является основным контрразведывательным органом в стране. Во взаимодействии с ЦРУ оно осуществляет контрразведывательную деятельность и за рубежом. ФБР насчитывает до 60 территориальных управлений, в нем работает около 20 тыс. сотрудников, из них до 10 тыс. - оперативный состав. Большинство сотрудников бюро проходили службу в вооруженных силах. Годовой бюджет оценочно превышает 1 млрд. долларов. Управление разведывательного обеспечения министерства финансов организует сбор открытой информации по экономическим и валютно-финансовым вопросам, изучает экономическое положение иностранных государств. Отдельные разведывательные задачи в министерстве финансов решают также секретная служба США (охрана высшего руководства) и налоговая служба. Всего в них насчитывается более 5 тыс. сотрудников, годовой бюджет превышает 120 млн. долларов. Разведка министерства энергетики проводит анализ информации о деятельности Советского Союза в области ядерной энергетики, участвует в разработке системы воздушно-космической разведки по засечке ядерных испытаний, отвечает за организацию работы по оценке возможностей стран в области создания ядерного оружия, новых ядерных технологий, отслеживает деятельность стран - поставщиков расщепляющихся материалов. Управление по борьбе с наркотиками осуществляет свою деятельность на территории США и за рубежом по выявлению организаций, занимающихся изготовлением и контрабандными поставками наркотиков, определению маршрутов их поступления в США, пресечению действий групп, которые ведут торговлю ими. Управление готовит стратегические оценки и долгосрочные прогнозы в области борьбы с торговлей наркотиками, ведет разведку по выявлению финансовых связей группировок, поставляющих наркотики, с 'организациями, которые занимаются «отмывкой» наркодолларов, оказывает разведывательную поддержку правительствам других государств в этой области. В оперативном плане управление подчинено ФБР. В нем насчитывается более 800 оперативных сотрудников, годовой бюджет достигает 20 млн. долларов.

вш: "Разведывательное сообщество" США Часть 2 Если ЦРУ благодаря постоянному вниманию средств массовой информации приобрело широкую скандальную популярность, то главный компонент американского «разведывательного сообщества» - военная разведка - традиционно продолжает оставаться в тени. Вместе с тем, как явствует из сообщений западной печати, в министерстве обороны сосредоточена наиболее значительная часть сил и средств всей разведки Соединенных Штатов. Военная разведка владеет крупнейшим информационным массивом, способна решать основной объем задач по обеспечению военно-политического руководства США оперативной и аналитической разведывательной информацией. Достаточно сказать, что, по оценкам американских экспертов, бюджет разведки министерства обороны составляет до 85 проц. всех расходов «разведывательного сообщества» США, а сфера ее деятельности простирается от ведения агентурной работы на территории других стран и использования космического и воздушного пространства до бесцеремонного контроля над частной жизнью американских граждан (в 1982 году директивой министра обороны № 5240 I-R было подтверждено право подразделений специальных операций армейской разведки контролировать в своих целях переписку американцев за рубежом). Недаром Генри Саттон в книге «Гром среди ясного неба» дал следующую характеристику сотрудникам военной разведки: «Ребята из ЦРУ по сравнению с военными разведчиками были просто детьми, безобидной футбольной командой старшеклассников рядом с бандой профессиональных громил». В оперативном плане военная разведка имеет почти полную самостоятельность. В рамках «разведывательного сообщества» контроль директора центральной разведки над ней сводится фактически к обеспечению координации ее работы с другими ведомствами, утверждению и представлению на рассмотрение конгресса бюджета военных разведслужб. В 1989 году для координации деятельности всех компонентов военной разведки в рамках министерства обороны, контроля над планированием и реализацией разведывательных программ была введена должность помощника министра обороны по разведке. Основу военной разведки составляют разведывательное управление министерства обороны (РУМО), управление национальной безопасности (УНБ), национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР), разведслужбы министерств армии, ВМС и ВВС, а также многочисленные разведорганы специальных и объединенных командований вооруженных сил США (см. схему). Ведущим разведывательно-информационным органом является разведывательное управление министерства обороны, которое одновременно представляет собой и высший руководящий и координирующий орган военной стратегической разведки. Его директор руководит всеми добывающими и обрабатывающими разведорганами министерства обороны, отвечает за сбор, оперативную и аналитическую обработку военной информации и представляет ее министру обороны и КНШ. Кроме того, информация РУМО направляется в аппарат центральной разведки для подготовки национальных разведывательных оценок. Согласно данным американских экспертов, в этом органе насчитывается около 6 тыс. военных и гражданских специалистов, из них более 1 тыс. работают за рубежом в системе аппаратов военных атташе (ВАТ). В рамках министерства обороны РУМО занимает особое положение. В частности, согласно решению конгресса оно не подлежат каким-либо сокращениям штатов в ходе любой возможной реорганизации вооруженных сил. В «интересах безопасности» министр обороны имеет право не предоставлять конкретной информации о РУМО (организация работы, имена и звания сотрудников и даже точные оклады) никому, в том числе и комитетам конгресса, за исключением самого президента США. Директор РУМО организует работу своего ведомства при помощи непосредственно подчиненных ему нескольких отдельных подразделений (секретариат, отдел разработки разведывательных программ, управление безопасности и контрразведки, отделы советников по науке, генерального инспектора, юрисконсульта и фининспектора). Отдел разработки разведывательных программ, как сообщает американская пресса, разрабатывает соответствующие программы согласно указаниям президента, министра обороны и КНШ, определяет приоритетность задач и контролирует их выполнение органами военной разведки, планирует бюджет. Управление безопасности и контрразведки обеспечивает деятельность аппаратов самого РУМО, министра обороны, ЁНШ и объединенных командований (в Пентагоне вся контрразведка подчинена непосредственно министру обороны, а в оперативном плане - директору ФБР, который является главой всей контрразведывательной службы США). Особое место в аппарате директора РУМО занимает так называемая группа ответственных сотрудников военной разведки - высококвалифицированных специалистов в области анализа развединформации. Эти аналитики координируют направления работы подразделений РУМО по той или иной тематике, отдельным проблемам, организуют подготовку важнейших информационных документов для военно-политического руководства США. По данным американской печати, в составе РУМО имеются три главных и два отдельных управления. Главное управление операций, планирования и подготовки кадров является основным добывающим органом РУМО. Оно осуществляет руководство всеми видами стратегической разведки, в том числе агентурной, радио- и радиотехнической (РРТР) и видовой, координирует воздушно-космические разведпрограммы, организует работу аппаратов военных атташе. Главное управление отвечает также за обеспечение командований вооруженных сил США необходимой информацией, реализует программы специальной подготовки кадров. В его состав входят следующие управления: руководства сбором разведданных, операций и руководства аппаратами военных атташе, планирования и разведывательного обеспечения командований, а также подготовки кадров. Главное управление внешней разведывательной информации руководит всей информационной работой разведслужб министерства обороны, осуществляет информационное обеспечение высшего военно-политического руководства США, в частности министерства обороны и его основных оперативных элементов. Оно включает управления разведывательных оценок, научно-технической информации, анализа данных видовой разведки. Информационной работой занято до 2 тыс. специалистов, которые активно используют мощную информационную базу с высокой степенью компьютеризации. Причем обработкой данных только по Советскому Союзу и странам Восточной Европы занимаются более 600 высококвалифицированных аналитиков. Для выполнения аналитической работы РУМО привлекает также до 150 различных научно-исследовательских центров, лабораторий и других организаций видов вооруженных сил. В информационном плане главное управление осуществляет широкое взаимодействие не только с другими • членами «разведывательного сообщества» США, но и с разведслужбами свыше 45 союзных или дружественных Соединенным Штатам стран. По данным американских журналистов, информационная служба РУМО следит за состоянием и перспективами развития основных систем оружия иностранных государств, направленностью строительства их вооруженных сил, организацией и уровнем боевой подготовки войск, состоянием военной экономики. Главные усилия при этом направлены на анализ происходящих в СССР процессов перемен социально-экономического и военного характера, мероприятий по осуществлению конверсии в советской промышленности и их влияния на военный потенциал страны. В информационном массиве РУМО имеются описания на 500 тыс. объектов-целей, в том числе и советских. Специалисты производят оценку их физической уязвимости и эффективности возможного применения по ним ядерного оружия. Значительное внимание информационные службы РУМО уделяют также накоплению и учету данных о личностях представителей военно-политического руководства СССР и ведению персонального учета советских офицерских кадров. Главное управление административно - технического обеспечения не только осуществляет материально-техническое обеспечение РУМО, но и организует глобальную закрытую систему связи для передачи развединформации. В него входят следующие управления: технических служб и обеспечения, кадров, информационных систем, связи, закупок, руководства информационной системой министерства обороны, ее инженерного обеспечения. Специалисты этих управлений ведут закупки в интересах РУМО электронно-вычислительной техники, средств связи, обеспечивают деятельность центральной справочной службы, которая согласно опубликованным данным, насчитывает более 50 специализированных подразделений и имеет инженерное обеспечение программно-математических систем Управление разведывательного обеспечения КНШ готовит разведывательную информацию непосредственно для КНШ, организует работу национального центра военной разведки (ЕП РУМО), руководит деятельностью центра тревог РУМО**, осуществляет, аналитическое обеспечение национальной системы управления вооруженными силами. На него замыкаются все элементы глобальной системы индикации и предупреждения. Это управление организует подготовку докладов о текущей обстановке для министра обороны и КНШ, выделяет специалистов в состав воздушного КП и запасного командного центра КНШ, поддерживает взаимодействие центра тревог РУМО с аналогичными органами других федеральных ведомств, в частности ЦРУ, и ситуационной комнатой Белого дома. Управление внешних связей РУМО отвечает за координацию действий американской военной разведки со специалистами других федеральных ведомств и союзных стран, выполняет исключительно важную в условиях Соединенных Штатов работу по поддержанию эффективной связи с комитетами палаты представителей и сената конгресса США, организует разведобеспечение деятельности различных внешнеполитических ведомств в сфере переговоров по военным вопросам. Структура РУМО, как и других компонентов военной разведки, постоянно совершенствуется на самых различных уровнях в соответствии с изменениями в военно-стратегической обстановке и корректировкой приоритетности задач. По данным средств массовой информации США, основной контингент специалистов для военной разведки готовится в школе (колледже) военной стратегической разведки, подчиненной РУМО. В этом учебном заведении проходят обучение не только военные и гражданские специалисты министерства обороны, но и представители других федеральных ведомств Соединенных Штатов. По окончании школы выпускникам вручают диплом, свидетельствующий о получении высшего образования в области стратегической разведки. Кроме того, при данной школе функционируют многочисленные краткосрочные курсы разведывательной подготовки по различным дисциплинам. В целях повышения эффективности агентурной разведки, как сообщает пресса, РУМО получило возможность широко использовать «крышу» официальных учреждений и создавать собственные коммерческие формы прикрытия. В 1952 году указом президента США было создано особо засекреченное управление национальной безопасности (УНБ) - «гигантское ухо Америки». Эта организация приобрела широкую известность не только огромными масштабами своей тайной работы - перехвата и чтения чужих секретов. УНБ стало прямым продолжателем дел небезызвестных «черных кабинетов» и быстро разрослось в мощную, протянувшую свои электронные щупальца по всему земному шару организацию. Будучи подчинено министру обороны, оно вместе с тем имеет особый национальный статус. Несколько лет назад, как сообщают газеты, работник этого сверхсекретного ведомства только за неосторожное упоминание о своей причастности к нему мог получить тюремный срок. УНБ ведет перехват и дешифрование кодов почти всех иностранных государств, в том числе и своих союзников. Управление руководит всей системой радио- и радио-технической разведки (РРТР) Соединенных Штатов, обеспечивает безопасность систем правительственной связи США, разрабатывает коды. О размерах этой организации свидетельствуют приводимые американской прессой данные: в штаб-квартире УНБ в Форт-Мид насчитывается до 24 тыс. кадровых сотрудников; число специалистов, работающих на многочисленных разбросанных за рубежом и на территории США постах РРТР составляет многие десятки тысяч человек. Годовой бюджет УНБ достигает 15 млрд. долларов. Деятельность управления охватывает все аспекты добывания информации, криптоанализ закрытых перехватов, расшифровку телеметрической информации, слежение за пусками ракет, разработку систем закрытия линий связи. Кроме того, оно в широких масштабах организует НИОКР в области создания технических средств РРТР. Управление прочно занимает ведущее место на Западе в сфере применения электронно-вычислительной техники для расшифровки перехваченной информации, имеет на вооружении самые современные компьютерные системы. В его составе находятся управления РРТР, безопасности связи, НИОКР, телекоммуникаций и электронно-вычислительной техники, а также вспомогательные - административное, МТО, планирования и выработки политики, программ и ресурсов. В 1961 году в США появилось еще одно сверхсекретное ведомство - национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР), которое развернуло свою практическую деятельность с того, что продолжило начатые ЦРУ шпионские полеты самолетов U-2. Затем оно занялось использованием первых американских спутников в разведывательных целях. Официально НУВКР входит в состав министерства ВВС. Однако, имея особый национальный статус, оно в значительной степени автономно. Управление занимается эксплуатацией разведывательных ИСЗ в интересах всего «разведывательного сообщества», координирует работы по созданию новой космической техники. В частности, согласно сообщениям американского журнала «Сайенс», НУВКР активно работает над проблемами фильтрации огромных массивов информации, получаемой при помощи новейших разведывательных ИСЗ. Развертываемая в настоящее время система «Лакросс» с РЛС на борту позволит в любых погодных условиях круглосуточно получать изображения земной поверхности с высокой разрешающей способностью. Запланирован ввод в строй системы ИСЗ типа КН-12 с мощным телескопом на борту, работающим как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне. Это, по мнению американских специалистов, обеспечит эффективное отслеживание мобильных и стационарных целей, подлежащих уничтожению с началом войны, осуществление жесткого и надежного контроля за соблюдением будущих договоров по стратегическим наступательным вооружениям. Проблемой становится скоростная обработка огромного количества поступающей с разведывательных ИСЗ информации. Годовой бюджет НУВКР, насчитывающего 25 тыс. человек, оценивается в 4- 7 млрд. долларов. Это и неудивительно, поскольку стоимость одного ИСЗ «Лакросс» достигает 500 млн. долларов, а КН-12 - превышает 1,5 млрд. По сообщению американской прессы, командиры оперативного звена уже через несколько часов после запуска ИСЗ могут получать видовую информацию по требуемому участку местности. Каждый вид вооруженных сил США располагает в настоящее время мощными разведорганами, эффективность которых постоянно усиливается, а структура реорганизуется в целях обеспечения большей гибкости. Руководство всей разведкой сухопутных войск осуществляется ее начальником при помощи отлаженного аппарата, куда входят следующие управления: внешних связей, внешней разведки, контрразведки, разведывательных систем. Основными рабочими органами армейской разведки, выполняющими как оперативные, так и стратегические задачи, являются командование разведки и безопасности, а также разведывательное управление. Судя по опубликованным в западной прессе данным, командование разведки и безопасности насчитывает более 15 тыс. специалистов, которые выполняют разведывательные и контрразведывательные задачи, ведут стратегическую радио- и радиотехническую разведку, занимаются обработкой полученной информации. Командование руководит деятельностью разведорганов в зонах ответственности объединенных командований вооруженных сил США. Только в его штаб-квартире работают свыше 2 тыс. специалистов, а в штаб-квартире УНБ, которому оно подчинено в оперативном плане, - около 3 тыс. В состав командования входит и так называемая группа разведывательного обеспечения, укомплектованная специалистами по диверсионной работе в количестве примерно 300 человек. Журналисты не раз писали об этом подразделении, сформированном в свое время для освобождения американских заложников в Иране (1979). Б силу специфики ее задач группа имела и неофициальное название - «мини-ЦРУ». Разведывательное управление сухопутных войск руководит работой трех крупных информационных центров и обеспечивает командование данными РРТР. Центр анализа и оценки угрозы готовит оперативную информацию, материалы по долгосрочному прогнозированию, оценки состояния вооруженных сил и военной экономики стран вероятного противника, анализирует развитие военной науки, моделирует возможные операции вооруженных сил СССР и стран Восточной Европы, проводит сравнительный анализ военных потенциалов государств, оценивает обстановку в районах возможного применения американских войск, готовит видовую информацию по объектам и системам оружия иностранных государств. Согласно данным западной прессы, основной массив разведывательной информации центра относится к СССР, поэтому большая часть сотрудников (всего их около 300) является специалистами по «советским проблемам». Армейский центр зарубежной научно-технической информации готовит развединформацию по самым различным проблемам (от медицины до ракетной технологии), прогнозирует научно-техническую угрозу для сухопутных войск США, изучает образцы иностранного оружия. В нем работает примерно 600 специалистов-аналитиков. Центр информации по ракетному и космическому оружию занимается добыванием, обработкой и распространением научно-технической информации по ракетным и космическим системам оружия, комплексам ПВО, исследованием технологических возможностей создания ПРО иностранных государств. Здесь насчитывается почти 400 высококвалифицированных специалистов. Разведывательная служба ВВС имеет специфическую организационную структуру и располагает значительными силами и средствами. Ее основу составляют аппарат помощника начальника штаба ВВС по разведке, разведывательное управление ВВС, командование безопасности и РЭБ, управление иностранной техники, центр технической разведки и контроля ВВС. Аппарат помощника начальника штаба ВВС по разведке выполняет задачи планирующего и руководящего органа всей разведки ВВС. Он включает управления разведки целей, кадров, выработки политики, планирования и программ, а также безопасности и связи. Кроме того, имеется отдел связи с КНШ и советом национальной безопасности. Разведывательное управление ВВС является основным оперативным разведорганом американских военно-воздушных сил. Оно добывает и обрабатывает информацию, готовит материалы для обеспечения текущего и долгосрочного планирования и строительства ВВС США, подготовки и ведения ими боевых действий. Управление организует разработку аналитических материалов по направлениям развития ВВС СССР и их боевому применению, по советской военной доктрине, стратегии и НИОКР, отвечает за подготовку экипажей по программам выживания в тылу противника. Численность личного состава этого органа 2,3 тыс. человек. В него входят следующие управления: безопасности и связи, руководства использования разведывательных данных, по делам ВАТ, резерва сил разведки, исследований и проблем ВВС СССР, оценки угрозы и технологии, предупреждения и региональных оценок, обеспечения объединенных служб. Кроме того, разведывательное управление располагает центром специальных операций ВВС, который руководит всей агентурной разведкой военно-воздушных сил. В нем, согласно данным американской прессы, насчитывается до 350 специалистов, его оперативные подразделения ведут разведывательную работу в различных районах мира. Командование безопасности и РЭБ представляет собой, по оценке американских экспертов, УНБ в миниатюре и действует в оперативном плане под его руководством, поскольку отвечает за организацию и. ведение РРТР, криптоаналитическую работу, защиту средств связи и РЭБ непосредственно в интересах военно-воздушных сил. В штате командования находится 14 тыс. специалистов, из числа которых комплектуются посты РРТР и экипажи разведывательных самолетов. Управление иностранной техники организационно входит не в разведку, а в состав командования разработки систем вооружений ВВС. Однако оно выполняет разведывательно-информационные задачи по проблемам авиации и космонавтики стран вероятного противника. Управление добывает и изучает образцы боевой техники иностранных государств, анализирует уязвимость их ракетно-космического оружия, руководит некоторыми программами сбора информации и разработкой новых технических систем, осуществляет разведывательное обеспечение командования, особенно в области перспективных систем воздушно-космического оружия. Оно включает следующие департаменты: планирования и операций, технических систем, обработки данных, технологический и оценки угрозы. Одно из важнейших мест в системе разведки ВВС занимает центр технической разведки и контроля ВВС, который отвечает за организацию работы глобальной комплексной системы по обнаружению ядерных испытаний и оценке их характеристик. Примерно 1,4 тыс. высококвалифицированных специалистов контролируют сеть сейсмических и гидроакустических станции, системы сбора информации воздушного и космического базирования. Центр оценивает потенциалы иностранных государств в области ядерной энергии. Главная задача военно-морской разведки, которая в сравнении с разведорганами других видов вооруженных сил имеет значительно больший опыт и традиции, состоит в обеспечении ВМС данными для эффективного действия в передовых районах против советского флота. Ее основные усилия направлены на установление контроля за океанскими и морскими ТВД, сбор информации о ВМФ СССР и военно-морских флотах других вероятных противников. Морская разведка отслеживает повседневную деятельность иностранных флотов, выявляет направления их строительства, состояние и перспективы развития систем оружия, вскрывает системы базирования. Общее руководство всей разведывательной и контрразведывательной деятельностью в американских ВМС осуществляет разведывательное управление штаба ВМС, основную оперативную работу по сбору развединформации выполняют подчиненные ему командование разведки ВМС и командование групп безопасности ВМС. Командование разведки ВМС играет ведущую роль в сфере сбора и обработки разведывательных данных и поэтому располагает эффективными силами и средствами. В частности, согласно ряду американских публикаций, оно ведет агентурную разведку, использует самые различные источники получения информации в целях отслеживания состава и определения боевых возможностей иностранных флотов. В качестве основного оперативного органа командования упоминается так называемое 168-е оперативное соединение, группы которого действуют при командованиях ВМС США в различных зонах. Командование располагает значительными возможностями по ведению информационно-аналитической работы в целях обеспечения необходимыми данными национального военно-политического руководства, командования ВМС и оперативных компонентов военно-морских сил. В его составе имеется несколько специализированных информационных центров, осуществляющих сбор, обработку и рассылку многоплановой разведывательной информации в различной форме, начиная от кратких сообщений до фундаментальных разработок. Входящий в командование центр научно-технической разведки ВМС занимается проблемами анализа боевых возможностей флотов иностранных государств, формирует информационный массив всей морской разведки, анализирует концепции боевого применения компонентов иностранных флотов, обрабатывает данные РРТР и видовой разведки, изучает ТТХ боевых кораблей вероятного противника, прежде всего советских, внимательно следит за создаваемыми за рубежом в интересах флота новыми технологиями. Центр обработки и рассылки оперативной и разведывательной информации, в свою очередь, сосредоточивает усилия на вопросах обеспечения боевого применения ВМС США, следит за оперативной обстановкой на морских театрах, отслеживает учения ВМФ СССР, обращая особое внимание на проблемы подводной войны, изучает операционные возможности торговых флотов. Кроме того, командование располагает центром автоматизированной обработки разведывательной информации. Командование групп безопасности ВМС отвечает за организацию и ведение РРТР на флоте, находится в оперативном подчинении УНБ. Оперативные группы и отряды безопасности (их число достигает, по данным американской прессы, 27 и 11 соответственно) рассредоточены в различных районах мира в распоряжении командований ВМС США в зонах. Специальные и объединенные командования вооруженных сил США в своих интересах используют собственные многочисленные хорошо оснащенные техническими средствами разведывательные части и подразделения, имеющие разнообразную структуру. Согласно оценкам американских экспертов, руководство «разведывательного сообщества» Соединенных Штатов вопреки позитивным тенденциям в развитии советско-американского диалога продолжает принимать меры, направленные на дальнейшее наращивание сил и средств национальной разведки с учетом динамичных процессов, происходящих б мире, особенно в Советском Союзе и странах Восточной Европы, и возможностей заключения новых соглашений по контролю над вооружениями. В целях более эффективного разведывательного обеспечения внешней и военной политики Вашингтон предполагает повысить качественные параметры разведки и значительно усилить ее материальную базу. Идет процесс развертывания новых космических разведывательных систем, совершенствования средств сбора и автоматизированной обработки информации, подготовки квалифицированных специалистов-разведчиков требуемого профиля. Так, по сообщению газеты «Нью-Йорк тайме», институт иностранных языков министерства обороны из 4,5 тыс. ежегодно принимаемых слушателей 1 тыс. готовит целенаправленно для работы по Советскому Союзу. Его выпускников планируется активно использовать в составе инспекционных групп на территории СССР для контроля за выполнением соглашений по сокращению вооружений после овладения методикой получения разведывательной информации в ходе контактов с советскими военнослужащими. ЦРУ и военная разведка, включившись весьма активно в борьбу с наркобизнесом и терроризмом, вынесли свои операции за пределы Соединенных Штатов, «осваивая» территорию не только Латинской Америки, но и многие другие районы мира. Администрация Дж. Буша, по данным газеты «Филадельфия инкуайрер», приняла уже несколько юридических решений, дающих разведке широкие полномочия по операциям за рубежом. Одновременно происходит процесс насыщения высших органов власти США, участвующих в формировании военно-политического курса страны, высококвалифицированными экспертами в области разведки, что предполагает дальнейшую активизацию деятельности американских спецслужб, направленной против Советского Союза. В связи с этим, согласно оценкам зарубежных специалистов, объявленные администрацией возможные сокращения численности разведывательных органов министерства обороны носят в большей степени показной харакгер и могут коснуться только дублирующих звеньев управленческого аппарата, а также многочисленных объектов РРТР, которые утрачивают свое значение с выводом советских войск из Восточной Европы



полная версия страницы