Форум » Наша служба » ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 4) » Ответить

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 4)

N.Nadych: ....Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в СССР осуществлялось через 10-е ГУ ГШ ВС СССР. Многие из нас прямо, или косвенно были причастны к этому - обучали ИВС (иностранных военнослужащих), были в загранкомандировках, занимались поставками техники и вооружения и т.д. ....Времени с тех пор прошло немало, есть о чем вспомнить, о многом теперь можно рассказать.

Ответов - 191, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

N.Nadych: ....Вчера вечерком, пользуясь оказией, заехал к куму Виталию (Орджоникидзевское ЗРКУ ПВО). 15 лет он у нас был курсовым и начальником курса. За разговорами даже времени не замечали. С каждым годом эти встречи-разговоры приобретают все новый смысл. ....Виталий на перекур выходил в ливийской военной куртке и я пожалел, что не захватил фотоаппарат. И пищу он любит очень острую, как арабы, потому, как эти 15 лет ругулярно они его угощали своими блюдами.

N.Nadych: ДЛЯ СПРАВКИ Военно-техническое сотрудничество СССР и Сирии началось в 1956 году. Всего Советский Союз поставил Дамаску "специмущества" на сумму более 26 млрд. долл. После разрыва тесных отношений между СССР и Египтом Сирия к 1980-м годам приобрела статус наиболее крупного зарубежного получателя советской военной техники. В СССР были подготовлены многочисленные сирийские военные кадры (более 9,5 тыс. человек). В Сирии в качестве военных советников и специалистов побывали более 14 тыс. советских граждан.

N.Nadych: ....Вчера мне по телефону пересказали разговор с моряком с "Капитана Чиркова", который был в том рейсе, когда их подорвали в июне 1986 г. в порту Намиб (Ангола). ....В тот рейс, кроме Анголы, они везли грузы еще для нескольких африканских получателей.


bil: Похоже наш порт был последним в этом списке

N.Nadych: bil Ваня, за это я постараюсь разузнать побольше.

гануся: Во вторник, 17 ноября, я встретился в Одессе с другом, который был в том злополучном рейсе на "Капитане Чиркове". Через несколько дней мы с ним встречаемся и получим много новой информции о тех событиях с первых уст. Что больше всего нам нравилось, это когда груз (ракеты), сопровождали военные. С грузом шло пару бочек спирта и когда заканчивались наши "запасы", с разрешения военных, в бочках сверлились отверстия и была возможность выпить по рюмочке.

bil: Володя да поистине взаимовыручка была, хотя и у вас запасы водки были неисчерпаемы, даже нам перепадало

N.Nadych: гануся ....Интересно, а капитан и 1-й помощник (помполит) знали за дырочку в бочке?

гануся: Сопровождающие военные всегда были нормальными ребятами (средних лет, в званиях от капитана до полковника). У нас был свой микроколлектив, куда мы вечерком приглашали и военных. Они никогда не отказывались. Когда припасенные на рейс запасы уничтожались, военные делали нам встречное предложение, и мы с радостью шли им навстречу. В трюме они показывали в какой бочке спирт, мы свелили в ней дырочку, сливали около литра спирта и ставили чёпик. Когда спирт переставал идти, ниже сверлили еще одну. И так по вечерам за разговорами коротали время в пути. Капитан и помполит не знали, что мы занимаемся отхожим промыслом, по крайней мере, нам так казалось. Иначе могли быть и последствия. Но мы всегла знали меру.

bil: гануся пишет: мы свелили в ней дырочку, сливали около литра спирта и ставили чёпик. Когда спирт переставал идти, ниже сверлили еще одну. Ничего вы пьете, и так всю бочку выпивали что-ль?

гануся: Все зависело от многих причин, в том числе и от длительности рейса. С Николаева в Латакию (Сирия) пять суток хода - это одно, а Ангола, Мозамбик, Куба и т.д. - это другое. Конечно, свои запасы мы старались сохранить (на всякий случай), да и заседали мы не каждый вечер. Но халявным спиртом пользовались каждый раз, когда были военные-сопровождающие. Когда возникала необходимость и была возможность, то всегда все были за то, чтобы. Сами понимаете, экипажи на такие суда отбирались особо, активных борцов со змием у нас быть не могло, только в меру пьющие, или чуть больше.

N.Nadych: О Судане и суданцах (полковник М.Усов) В 1976-1977 гг. я работал уполномоченным Главного технического управления (ГТУ ГКЭС) в аппарате советника по экономическим вопросам Посольства СССР. Около половины населения Судана составляют арабы, живущие оседло главным образом в северных районах страны. Небольшая часть арабского населения ведет полукочевой образ жизни. На юге Судана преобладают племена негроидной расы, говорящие на нилотских языках (динка, нуэр, шиллук, бари и др.). Внешность нилотов, их свободное поведение и цветастые одежды очень заметны в Хартуме на фоне арабских одеяний северосуданцев. Несмотря на многоязычье народов, населяющих Судан, официальный язык республики - арабский. Население северной части страны исповедует в основном ислам суннитского толка, на юге среди нилотов до настоящего времени распространены анимизм и тотемизм. Имеются и христиане (большей частью католики). В стране применяются как мусульманский, так и григорианский календари. В то время в Судане было более терпимое отношение к другим религиям, чем в тех мусульманских странах, где мне приходилось бывать раньше (Иран, Ирак, Ливия). В Хартуме тогда действовало несколько христианских церквей (армяно-григорианская, сиро-яковитская (антиохийская), коптская, католическая), и все они мирно уживались с мечетями. В магазинах, принадлежавших христианам, свободно продавалась свинина, колбасы и другие продукты, в которых использовалось запрещенное Кораном мясо. В рождественские праздники 1977 г. в Порт-Судане я побывал в одном из храмов Антиохийской ортодоксальной церкви. Внешние отличия от русской православной церкви были, как говорится, налицо: священники темнокожие, изображения святых и самого Иисуса - темнолицые. В церкви установлены скамьи (как у католиков), дети более оживлены, и даже во время торжественной службы им позволяют бегать по церкви. ЛЮДИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Если говорить о суданцах вообще, то у меня сложилось о них впечатление как о гордом, добром, общительном и трудолюбивом народе. В Хартуме поражали своим изобилием и выбором базары (для меня так и осталось загадкой: как при отсутствии холодильников там все время в наличии свежее мясо и рыба, овощи и фрукты). Около базаров всегда вьется много подростков, но они не клянчат подаяния, а подрабатывают, помогая выбирать продукты и, по желанию покупателя, относят их в больших корзинах. Особенно запомнился тринадцатилетний Мухаммед, с которым у меня сложились своего рода постоянные "деловые" отношения. По субботам я подъезжал к базару, находил парнишку, давал деньги и в общих чертах объяснял, что мне надо купить. Мухаммед сам выбирал продукты, сам торговался, сам платил и сам приносил купленное в машину. И все это за весьма незначительную (для меня) сумму. При этом не было случая, чтобы он обманул или обсчитал меня. Наоборот, когда однажды я попытался сам заплатить продавцу и, спутав номинал суданских денег, переплатил в несколько раз, Мухаммед обнаружил ошибку и заставил продавца вернуть мне сдачу. Суданцы в своем большинстве обладают просто олимпийским спокойствием. Особенно это проявляется в отношении мелких неурядиц и инцидентов. Как-то на узкой улочке Хартума мне нужно было разъехаться со встречной машиной, за рулем которой сидел суданец. Мы остановились друг напротив друга, я попросил его дать задний ход (за мной было право первого проезда), но суданец, оставаясь на месте, жестом показывал мне, чтобы я проезжал. В конце концов, я тронулся, но когда ручка моей "Волги-21" коснулась машины суданца, я затормозил и показал, что задеваю его автомобиль. Однако он по-прежнему настаивал на моем проезде. Я со скрежетом протиснулся вперед, оставив на борту его машины глубокую царапину. Выйдя из машины, я ожидал бурной реакции со стороны суданца, но он только развел руками и сказал любимое арабами слово - "маалейш" (с араб. - ничего страшного, пустяк). Позже я убедился, что подобное "философское отношение" к мелким неурядицам - почти черта национального характера суданцев. Главная суданская достопримечательность и святыня - мавзолей Махди. Мухаммед Ахмед (Махди Суданский, 1848-1885) - странствующий суданский проповедник-дервиш, нубиец по происхождению, объявил себя в 1881 г. махди (с араб. - ведомый истинным путем; согласно религиозным представлениям мусульман, мессия, т.е. "спаситель") и возглавил восстание крестьян и кочевников против произвола египетских губернаторов (восстание махдистов). В 1885 г. восставшие овладели Хартумом, изгнали из страны европейских, турецких и египетских чиновников и, разбив англо-египетские войска, создали независимое государство. Однако, оправившись от первых неудач, англо-египетская армия 2 сентября 1898 г. нанесла поражение армии махдистов под Омдурманом. Это сражение привело к гибели махдистского государства. Англичане разрушили мавзолей Махди Суданского и бросили его труп в реку. Уже в XX в., когда Судан стал независимым государством (1 января 1956 г.), мавзолей Махди был восстановлен, поскольку для суданцев Махди является символом борьбы за национальный суверенитет страны и чистый "истинный ислам". РЫБАЛКА ПО-СУДАНСКИ Многие сотрудники посольства и советских представительств в Судане увлекались рыбалкой, заядлым рыбаком был и наш посол Ф.Н.Федотов, который мог даже отложить служебное совещание, если с утра был хороший клев рыбы. Однажды по приглашению одного богатого араба я отправился на морскую рыбалку. На нескольких машинах мы выехали вечером на одну из вилл на берегу Красного моря. Суданцы приготовили роскошный ужин: баранину, жаренную на раскаленных плоских камнях, овощи и фрукты, разнообразные напитки. Часов в пять утра я услышал в доме какое-то шевеление и подумал, что начались сборы для выхода в море, однако ошибся. Это суданцы поднялись для совершения утренней молитвы. После молитвы все снова улеглись спать и встали только часов в девять. Когда сборы, наконец, были закончены, слуги сачками наловили на мелководье рыбешку и вместе с собранным на берегу ракушечником загрузили на дно двух моторных фелюг, на которых мы вышли в открытое море. Было уже около полудня, стояло настоящее пекло. Суданцам нипочем: на них белая джалабея, чалма, да и климат родной. Я же из-за жары чувствовал себя совершенно не в своей тарелке. Процесс ловли самый простой, можно сказать, почти первобытный: никаких тебе удочек, поплавков, спиннингов - лишь прочная леска, на конце которой привязан рыболовный крючок. На него надевается в качестве наживки мелкая рыбешка, затем крючок с наживкой укладывается на плитку ракушечника. Все это обматывается петлей и выбрасывается из лодки. Другой конец лески у вас в руке. Когда этот "бутерброд" достигает дна, леска натягивается. Остается только ждать, пока пальцы не почувствуют удар, это крупная рыба заглотнула наживку, и быстро поднять улов в лодку. Рыба ловилась непрерывно: это были и небольшие тунцы, и морские окуни, и камбала, и т. д. Часа через три лодки были полны рыбой, мы снялись с якорей и поплыли домой. От многочасового солнцепека, хоть и небольшой, но все же ощутимой морской качки, я чувствовал себя не слишком комфортно. Радовало только сознание того, что я лично поймал добрый десяток килограммов прекрасной рыбы. Прошел вечер, затем сутки, но никто из суданцев не заикнулся об улове. На мой вежливый вопрос, где же моя доля улова, хозяин виллы удивленно ответил, что состоятельные арабы - участники морской рыбалки, сами рыбу не едят, а отдают ее слугам, им важен сам процесс ловли. Так я на своем опыте понял, что об обычаях, нравах и правилах поведения арабов и вообще мусульман лучше, пожалуй, знать заранее, и не только в области рыбалки. ВСЕЯДНЫЙ СПЕЦНАЗ В моей непосредственной работе, связанной с поставкой в Судан вооружений и оказанием военно-технического содействия, нередко происходили занятные случаи. Так, один из них связан с визитом в Судан в начале 1976 г. советской военно-правительственной делегации во главе с начальником Генерального Штаба ВС - генералом армии В.Г.Куликовым. Суданцы выразили желание показать Куликову мастерство своих ВВС. На одном из полигонов под Хартумом расставили условные цели (списанную бронетехнику). Внезапно в небе появился штурмовик МиГ-17 суданских ВВС и в несколько заходов поразил все мишени. Затем уже другой самолет выполнил в небе фигуры высшего пилотажа. По просьбе Куликова летчиков представили ему, и он, поблагодарив, наградил их ценными подарками (один из награжденных оказался, правда, советским летчиком-инструктором, но все сделали вид, что не заметили этого). Далее Куликову весьма оригинальным образом продемонстрировали боевую выучку подразделения спецназа. Вот это был настоящий спектакль. На большой скорости по полигону, на котором находилось несколько групп охранников, мчался крытый бортовой автомобиль ЗиЛ-157. Когда он поравнялся с охранниками, из него на полном ходу стали выпрыгивать, кувыркаясь через голову, бойцы спецподразделения. Завязался показательный рукопашный бой, и в считанные минуты все охранники были нейтрализованы. После завершения "спецоперации" бойцы - пять огромных черных суданцев - выстроились перед Куликовым, положив рядом четыре деревянных ящика. По команде суданцы вскрыли первый ящик, там были грязные (все в песке) твердые корнеплоды, каждый из бойцов с хрустом и чуть ли не с аппетитом съел по одному. Во втором ящике были большие болотные лягушки, они живьем съели и их. Затем - третий ящик, с живым кроликом, ему пальцами оторвали голову, освежевали и тоже съели. В четвертом была двухметровая змея. Один из бойцов откусил ей голову, а затем они все вместе, сдирая с нее кожу, как чулок, съели змею по частям. По окончании этой "трапезы" лица суданцев были все в крови. Куликов, это было заметно, еле сдерживал брезгливость, но нашел в себе силы поблагодарить суданцев, сказав, что если они способны на такое, то страна может гордиться своими защитниками. В 1970-е гг. правительство, возглавляемое Д.Нимейри, стало придерживаться проамериканской ориентации и пошло во внешней политике на резкое свертывание отношений с СССР. Наше военно-техническое сотрудничество с Суданом стало сокращаться, а к концу 1970-х гг. вообще прекратилось. Резко сократили и советский дипломатический корпус. Советских военных специалистов попросили покинуть Судан, хотя каждому уезжающему вручали цветы и подарки. Остался только аппарат военного атташе и уполномоченный ГТУ. Изменения, проводимые Нимейри, затронули не только сферу политики, но и общественной жизни. Постепенно стал вводиться мусульманский "сухой" закон, так что завершающий банкет в Министерстве обороны Судана прошел без спиртного - одни восточные сладости и безалкогольные напитки. Запрет на употребление алкоголя вводился не вдруг и не сразу. Сначала исчезли из производства и продажи местные спиртные напитки, включая пиво, затем был запрещен их импорт, даже по дипломатическим каналам. Указом президента было запрещено употребление алкоголя только чиновникам высокого ранга. Например, начальнику управления Министерства обороны выпивать на приемах в посольствах было уже нельзя, а его заместителю - еще можно. Поэтому мой знакомый, заместитель начальника Управления внешних сношений Минобороны Судана полковник Маум, большой любитель Бахуса, в шутку говорил мне, что никогда не согласится на повышение по службе. Что касается суданских военных, то они всегда, вплоть до разрыва военно-технического сотрудничества между нашими странами, старались сохранять хорошие отношения с советскими специалистами и давали нам недвусмысленно понять, что не вполне разделяют новую политику правящей элиты. Как бы там ни было, в связи с изменениями в политике, которые произошли в отношениях между Суданом и СССР, моя командировка по линии ГТУ завершилась в 1977 г. Тем не менее, время, проведенное в Судане, оставило самые разнообразные и в основном приятные воспоминания.

N.Nadych: Раз речь пошла за Судан, то повторю некоторые снимки. Эти часы висели в преподавательской кафедры тактики родов войск ПВО. ....В 1969 г. в Одесском ВВОКИУ ПВО обучались 14 суданских слушателей по ЗРК С-75 "Двина". ....Развертывают антенный пост (станцию наведения ракет).

N.Nadych: Бывшие друзья СССР продали контрафактного советского оружия на 8 млрд. долларов В рамках военно-технического сотрудничества во второй половине ХХ века СССР передал иностранным государствам более 2300 лицензий и комплектов технической документации на производство вооружения и военной техники. При продаже лицензий (в некоторых случаях их безвозмездной передаче), технические решения, применяемые в этих изделиях, не были запатентованы за рубежом, а передавались как ноу-хау. За последнее десятилетие значительная часть этой продукции, производимой по просроченным советским лицензиям, была экспортирована в третьи страны (всего на сумму около 8 млрд. долларов США) без какого-либо согласования. Ярким примером промышленного пиратства является ситуация по нелегальному производству и реализации за рубежом автоматического оружия "Калашников". С момента его создания (1945-1947 гг.) и до середины 90-х годов патентование конструкции и внешнего вида предприятием не производилось. В связи с чем товарные знаки с именем Калашникова ("Калашников", "Kalashnikov") и наименованием его разработок (АК, АК-47, АКМ, АКМС, АК-74, АК-74У) ни в СССР, ни за рубежом зарегистрированы не были. Сегодня уже 9/10 зарубежного оружейного рынка заполнено пиратской продукцией этого вида оружия, производство которой налажено в более чем 30 государствах мира, в том числе: - в странах, которым производств о передано на основании межправитель-ственных соглашений, чей срок давно закончился (Болгария, Венгрия, Вьетнам, Египет, Китай, Ирак, КНДР, Куба, Ливия, Польша, Румыния, Чехословакия); - в странах, которым производство передано другими странами с разрешения Правительства СССР, но где также истек срок законного использования (Алжир, Зимбабве, Мальта, Мозамбик, Танзания); - в странах, которые организовали производство самостоятельно (Израиль, Индия, Италия, Нидерланды, Сингапур, США, Финляндия, Хорватия, Швеция, ЮАР, Югославия, Южная Корея). Так, например, право на лицензионное производство автоматов АК-47 было передано в 1956 г. Польше, Румынии и Чехословакии, которые, как и Болгария, Венгрия и Югославия, в 1960-70-х годах начали производить автоматы АКМ, АКМС, АКМЛ, АКМН и АКС-74. Согласно лицензионным соглашениям, правительство каждой из этих стран при этом обязалось, что не будет использовать переданную техническую документацию, а также изготавливать по ней узлы и детали в изделиях, разрабатываемых в этом государстве. Согласно ст. 4 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Болгарии от 07.09.1972 г., София обязалась, что не будет без согласия Правительства СССР продавать или передавать, формально или фактически, получаемые лицензии, техническую документацию, имущество и информацию по ним на производство 7,62 мм автоматов Калашникова в другие страны. Как показывает практика, эти обязательства демонстративно не исполняются. При попытке же ОАО "Ижевский машиностроительный завод" запатентовать свое изобретение в Болгарии там ответили отказом, поскольку "заявленное техническое решение уже известно".

N.Nadych: Военно-техническое сотрудничество (флот) В 1957-1967 гг. на основе межправительственных соглашений Болгарии, Польше, ГДР, ОАР, Индонезии, Финляндии и Китаю поставлялись корабли проектов Северного ПКБ, в их числе эсминцы пр. 30бис. (30БА, 30БК), 31 и 56А, 61, сторожевые корабли (СКР) пр. 50, причем часть сторожевых кораблей пр. 50 и эсминцев была построена в Китае при технической помощи ЦКБ-53. На основании распоряжения Совета Министров СССР, Северное ПКБ в 1974-1976 г.г. на базе отечественных кораблей пр.61М разработало проект фрегата пр.61МЭ для Индии, позже классифицированного ВМС Индии как эскадренный миноносец. С этого момента можно говорить об активизации военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Корабли пр. 61МЭ оснащены ударным (класса корабль-корабль) ракетным вооружением, зенитным (корабль-воздух), артиллерийскими 76-мм и 30-мм установками, реактивными бомбометными установками и пятитрубным торпедным аппаратом, гидроакустическим комплексом с подкильной и буксируемой антеннами, вертолетом с ангаром в прочном корпусе, а также радиотехническим вооружением и средствами связи. Пять кораблей этого проекта строились на заводе им.61 коммунара в Николаеве. Головной корабль серии – «Раджпут» был передан ВМС Индии в 1980 г., последний корабль – в 1987 году. Таким образом, впервые в практике отечественного кораблестроения были спроектированы и построены на экспорт корабли большого (около 5 000 т) водоизмещения. Корабли пр. 61МЭ в настоящее время находятся на вооружении ВМС Индии и, как правило, выполняют флагманские функции. Они модернизируются с целью оснащения их новыми противокорабельным и зенитно-ракетным комплексами. По просьбе индийского правительства и согласно распоряжению Совета Министров СССР, Северное ПКБ совместно с представителями ВМФ определили состав вооружения и военной техники советского производства для установки на кораблях, проектируемых в Индии. В 1984-1986 гг. в Дели были командированы специалисты бюро и контрагентских предприятий для участия в разработке эскизных и технических проектов 15, 16, 25 для ВМС Индии. В дальнейшем, специалисты бюро участвовали в монтаже, наладке, испытаниях вооружения и военной техники отечественного производства, установленных на этих кораблях. В настоящее время корабли, построенные по пр. 15, 16, 16А, 25 и 25А на индийских верфях при техническом содействии специалистов Северного ПКБ и контрагентов, находятся в составе ВМС Индии.

Реутов: Сегодня был на ЦОКе в честь его 53-летия. В музее есть отдельные экспозиции посвященные военному сотрудничеству. Вот отдельные фрагменты в фото, хотя много есть и в описании. И на одном стенде были вот такие цифры

N.Nadych: Реутов ....Грамотная экспозиция, Володя. И количество подготовленных кадров впечатляет.

N.Nadych: К концу 90-х на вооружении сирийской армии находились, в частности, 580 истребителей МиГ-21, -23, -25, -29 и истребителей-бомбардировщиков Су-20, -22, -23, -24, 60 пусковых установок оперативно-тактических ракет «Скад», «Фрог», СС-21, а также ракеты «земля-земля» типа «Луна» и «Точка», 4 600 танков Т-54, -55, -62, -72, 20 ПУ зенитных ракетных комплексов СА-7, -9, -13, 750 ракет «земля-воздух» СА-2, -3, -5, -6, -8. Хотя после введения Советом Безопасности запрета на поставки оружия Ираку военно- техническое сотрудничество с этой страной было прекращено, а иракские «Скады» демонтированы под контролем Специальной комиссии ООН, на вооружении его армии оставались, в том числе, 6 средних бомбардировщиков Ту-22, истребители и истребители-бомбардировщики МиГ-21, -23, -25, -27, -29, Су-7, -20, -29, военно-транспортные самолёты Ан-2, -12, -24, -26, Ил-76, танки Т-54, -55, -62 -72, реактивные системы залпового огня. Несмотря на переориентацию в 70-е гг. Египта на ВТС с Соединёнными Штатами, его вооружённые силы по-прежнему располагали военной техникой советского производства, включая МиГи-21, 21 ПУ «Скадов» и «Фрогов», танки Т-54, -55, -62, ЗРК Са-2, -3, -6. В распоряжении ливанской армии находились Т-54 и советские гаубицы, переданные ей иррегулярными вооружёнными формированиями после окончания в 1990 г. гражданской войны в этой стране.

N.Nadych: ЗРК С-125, экспортный вариант "Печора" (SA-3b “GOA”) - ЗРК С-125М предназначен для обороны от СВН, летящих на предельно малых и средних высотах. Обеспечивает поражение целей с эффективной поверхностью рассеяния 0.2м2 и более. - Разработка ЗРК С-125 началась в 1956 г. в КБ-1 (НПО “Алмаз”) в ответ на появление самолетов, способных эффективно действовать на малых и предельно малых высотах. В техническом задании на разработку этого комплекса предусматривалась возможность уничтожения целей, летящих на высотах от 200м до 5км и дальностях от 6км до 10км со скоростью до 420 м/с (1500 км/ч). После первых испытаний комплекса с ракетой 5В24, появилось дополнение к техническому заданию на ЗРК. Им вводилась новая ракета 5В27, унифицированная с морским ЗРК “Волна”. При этом значительно улучшались тактико-технические характеристики (ТТХ) системы. В 1961 году комплекс принимается на вооружение и получает обозначение С-125 “Нева”. - В дальнейшем комплекс подвергался неоднократной модернизации. В его состав были дополнительно введены: аппаратура телевизионного канала визирования цели, аппаратура борьбы с помехами ГШН, аппаратура выносного индикатора СРЦ, аппаратура отвлечения ПРР “Дублер”, аппаратура опознавания, аппаратура звукового контроля цели. Комплекс мог обстреливать наземные и надводные цели на дальностях до 17 км. - Модернизированный вариант комплекса С-125М “Нева-М” принят на вооружение в 1964 году. Экспортный вариант получил обозначение С-125 “Печора”. Поставки ЗРК С-125 в страны Варшавского Договора начались с 1969 г., а уже через год и в другие страны. Среди них: Афганистан, Ангола, Алжир, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Египет, Йемен, Индия, Ирак, Корея, Куба, Ливия, Мали, Мозамбик, Перу, Полmша, Сирия, Танзания, Чехия, Финляндия, Эфиопия, Югославия. - Последняя попытка модернизации ЗРК С-125 состоялась в 1980 г., когда был предложен перевод станции наведения ракет на цифровую элементную базу, развязка ракетного и целевого каналов путем введения двух постов управления (позволяло введением метода “полного упреждения” увеличить дальнюю границу зоны поражения до 42км) и введение канала самонаведения ракеты. Эти предложения были отвергнуты из-за опасений, что обновленный С-125 помешает начавшемуся производству ЗРС С-300П. Состав: - В состав системы входят зенитный ракетный комплекс (ЗРК), зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 5В24 или 5В27 и средства технического обеспечения. - ЗРК включает в себя следующие основные средства: - радиолокационную станцию сопровождения и наведения СНР125М, размещенную на двух прицепах (кабина управления УНК и антенный пост УНВ); СНР 125М имеет радиолокационный и телевизионный каналы сопровождения, работающие в автоматическом и ручном режимах. Станция оснащена автоматизированным прибором пуска ракет АПП-125 предназначенным для определения границ зоны поражения ЗРК, решения задачи пуска и определения координат точки встречи цели и ракеты. - ракетную батарею, включающую 4 пусковые установки 5П73 с четырьмя ракетами на каждой; - систему энергоснабжения, включающую распределительную кабину УНС и дизель-электрическую станцию. Имеется возможность подключения к промышленным сетям. - Комплекс одноканальный по цели и двухканальный по ракете. На цель могут наводиться одновременно две ракеты. - Дополнительно ЗРК могут придаваться радиолокационные средства обнаружения и целеуказания РЛС П-12 и П-15. Средства ЗРК размещаются в перевозимых прицепах и полуприцепах, связь между ними осуществляется по кабелю. Средства ЗРК С-125М: антенный пост УНВ, ПУ 5П73 и ТЗМ ПР-14АМ. ЗРК С-125. Антенный пост УНВ, кабина боевого управления УНК, кабина сопряжения ПРМ, распредкабина РКУ, ДЭС Транспортно-заряжающая машина ТЗМ ПР-14А. Пусковая установка ЗРК С-125 с 4-мя ЗУР В-600. Кабина УНК, командный пункт управления ЗРК С-125. РЛС П-15 – станция кругового обзора, по маловысотным целям.

N.Nadych: Боевое применение ЗРК в Египте. Интересное мнение со стороны: Официальное израильское описанию событий гласит: "В период с марта 1969 по август 1970 вдоль Суэцкого канала шла развязанная Египтом ограниченная война, т.н. “Война на истощение”. Боевые действия сводились к артобстрелам, бомбардировкам, воздушным боям и рейдам спец подразделений, причём на стороне Египта было огромное преимущество в количестве артиллерии, а Израиль господствовал в воздухе. В начале 1970г в Египет по просьбе местного руководства начали прибывать советские части противовоздушной обороны (ПВО) – в январе эскадрильи истребителей МиГ-21МФ, а с марта и бригады зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-125 “Печора” (SA-3 по американской классификации). Речь идёт о регулярных частях, а не о военных советниках: последние находились в Египте постоянно ещё с 1955г. С-125 входили в состав так называемой “18-й особой зенитно-ракетной дивизии” (численность личного состава 10 тысяч человек по штатам военного времени), управление которой было сформировано в конце 1969г в Днепропетровске, на базе 11-й дивизии ПВО, поэтому обычно дивизию называли “11-я Днепропетровская”. В состав этого соединения входили 3 зенитно-ракетные бригады (по 8 дивизионов (батарей) С-125), а также Центр радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Каждая батарея имела 4 двухзарядные пусковые установки (ПУ) зенитных управляемых ракет (ЗУР). Кроме того, каждой батарее был придан взвод прикрытия в составе 4 зенитных самоходных установок (ЗСУ) “Шилка” (ЗСУ-23-4 – вооружена четырьмя 23-мм автоматическими пушками) и отделение переносных ЗРК (ПЗРК) “Стрела-2” (SA-7; по 2 ПУ в каждом отделении). Итого, в состав дивизии входили 24 батареи (96 ПУ) С-125, 96 ЗСУ-23-4 и 48 ПУ “Стрела-2”. Формально, основной задачей дивизии было прикрытие от израильских воздушных атак крупных административно-хозяйственных и промышленных центров – Каир, Асуан, Александрия. Реально же кроме них дивизия защищала египетские военно-морские и военно-воздушные базы, а также крупные тыловые лагеря египетской армии, серьёзно пострадавшие в результате налётов израильских истребителей-бомбардировщиков F-4E “Фантом” в период с 7 января по 13 апреля 1970г (операция “Приха” - “Расцвет”). В ночь с 14 на 15 марта 1970г первые советские батареи С-125 заступили на боевое дежурство, а через месяц, не желая вступать в прямую конфронтацию с СССР, израильское руководство решило ограничить район действия своей авиации зоной Суэцкого канала и налёты вглубь египетской территории прекратились. До июня 1970г успехов у советских зенитчиков не было, если не считать сбитого по ошибке египетского бомбардировщика Ил-28 и повреждения египетских же истребителя-бомбардировщика Су-7Б и пассажирских самолётов Ан-24 и “Боинг” (по советским источникам). Однако, в ночь с 29 на 30 июня завершились работы по выдвижению в район Суэцкого канала мощной совместной советско-египетской группировки частей ПВО. Её боевой порядок составлял по фронту 45 км и в глубину – 25 км. Центр группировки был удалён от канала на 50 км. В её состав входили 13 египетских батарей СА-75М “Двина” (SA-2; по 6 однозарядных ПУ) и 3 советские батареи С-125, а для их прикрытия - 4 зенитных артиллерийских полка (57-мм и 37-мм зенитные пушки), 4 отдельных зенитных артиллерийских дивизиона (57-мм, 37-мм и 23-мм зенитные пушки), 180 ПУ “Стрела-2” (90 огневых точек) и 18 ЗСУ-23-4 “Шилка”. Для усиления контроля воздушного пространства в состав группировки были введены радиолокационные станции (РЛС) П-15, способные обнаруживать низколетящие самолёты (в дополнение к штатным РЛС батарей). 30 июня советские С-125 сбили 2 “Фантома”. Лётчики Ицхак Пир, Рами Арпаз и штурман Иль Ахикар попали в плен, штурман Давид Яир был эвакуирован израильским вертолётом. 5 июля был сбит ещё один “Фантом”, лётчик Амос Замир и штурман Амос Левитов попали в плен. 3 августа был подбит “Фантом”, его лётчик Ран Неэман получил ранение – осколком ему раздробило пальцы левой руки. Тем не менее, с помощью своего штурмана (Йорам Ромем) Ран смог посадить самолёт на авиабазе Рафидим на Синайском полуострове. Другому “Фантому” повезло меньше – он был сбит, штурман Моше Голдвесер попал к египетским крестьянам и был убит, лётчик Игаль Шохат получил ранения и ему в каирской больнице ампутировали ногу". В другом израильском источнике за бой 18 июля 1970 г. пишется следующее: "Тогда в налёте на ЗРК участвовали 20 “Фантомов” из двух эскадрилий – почти все самолёты этого типа, имевшихся тогда у Израиля. Этот день примечателен ещё и тем, что впервые израильские лётчики использовали подвесные контейнеры РЭБ AN/APQ-71 фирмы “Хьюз”, незадолго до этого доставленные из США. Они довольно успешно использовались во Вьетнаме для борьбы с ЗРК С-75, однако против С-125 были неэффективны. Для применения этих контейнеров “Фантомы” летели на средних высотах, в плотном строю, хотя обычно на подобные задания летали на малых и предельно малых высотах. В результате, двое из них стали добычей С-125. Один из самолётов (лётчик – Авиhу Бен-Нун, командир второй эскадрильи “Фантомов”, в будущем командующий ВВС; штурман – Шауль Леви) смог совершить вынужденную посадку в Рафидим, при этом получил тяжёлые повреждения. Однако второй самолёт дотянуть до канала не смог. Его штурман, Менахем Эйни (в будущем – бригадный генерал) катапультировался и с тяжёлыми переломами был взят в плен, где находился до ноября 1973г. Лётчик, командир первой эскадрильи “Фантом” ВВС, майор Шмуэль Хэц продолжил полёт и разбился в районе Исмаилии. Место его падения было найдено только после войны 1973г. В декабре 1973г там были найдены части самолёта, разбросанные на большой площади, останки тела и личные вещи экипажа. Проверка обломков показала, что речь идёт о том самом “Фантоме”. В книге “Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины 20-го века” (под редакцией академика РАЕН генерал-майора В. А. Золотарева; Институт военной истории Российской Федерации; Москва, 2000). на страницах 194 – 195 пишется: “18 июля израильтяне предприняли попытку ликвидировать советскую зенитно-ракетную группировку. В налёте на 5 дивизионов участвовали 24 “Фантома” (6 групп по 4 истребителя-бомбардировщика в каждой). На дивизион подполковника В. Толоконникова налёт осуществлялся с разных направлений. В результате ожесточённого боя ракетчики уничтожили 2 самолёта противника и подбили 1. Однако израильтяне, удачно применяя авиабомбы и НУРСы, вывели из строя антенный пост и осуществили прямое попадание в пусковую установку в момент её перезаряжания. В результате взрыва ракеты погиб лейтенант С. Сумин и пусковой расчёт в составе сержанта А. Мамедова, ефрейтора А. Забуги, рядовых братьев-близнецов И. и Н. Довганюк, Г. Величко, Н. Добижи, Е. Диденко и И. Наку. В ходе этого боя было сбито 4 самолёта противника". ....За те бои у нас в то время ничего не говорилось. Солдаты и офицеры совершали подвиги, получали награды, но этого как-бы не было. Ведь официально СССР в войне участия не принимал.



полная версия страницы