Форум » Наша служба » ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 6) » Ответить

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 6)

N.Nadych: ....Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в СССР осуществлялось через 10-е ГУ ГШ ВС СССР. Многие из нас прямо, или косвенно были причастны к этому - обучали ИВС (иностранных военнослужащих), были в загранкомандировках, занимались поставками техники, вооружения и т.д. ....Времени с тех пор прошло немало, есть о чем вспомнить, о многом теперь можно рассказать.

Ответов - 120, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Реутов: bil пишет: на базе "жучки " сварганили ПБУ Да, сварганить могли что угодно. Бери в готовых кодограммах с борта или координаты КТА, или трассову информацию (азимут, дальность, угол места и высоту...если оператор РЛС цель взял на сопрвождение).

bil: Заведи ее ЦВМ для вычисления скорости, текущих координат и вычисления парралакса, а на СУРНе преобразователь координат из прямоугольных в сферические, так как КПЦ явно там не просматривается. Да не забудь преобразовать цифровые координаты в аналоговые для работы следящих систем СН. Можно конечно и автономно от 9С11... , судя по внутренности СУРНа, переделали капитально, без изменения остались аппаратура приемных и передающих устройств

N.Nadych: Справка - 11-й Государственный научно-исследовательский и испытательный полигон МО СССР "Эмба", на котором испытывались ЗРК "Круг", "Куб", "Бук", "Тор", "Оса", "С-300","Тунгуска" и т.д. в 1999 году был передислоцирован на 4-й Государственный Центральный Межвидовой полигон МО РФ ("Капустин Яр", г. Знаменск Астраханской обл.).


krtu74u: N.Nadych пишет: Справка Спасибо!

N.Nadych: Продолжение за болгарские учения ПВО на полигоне "Шабла" "Куб" выдвигается на огневую позицию

N.Nadych: Продолжение за учения болгарской ПВО Неприятность - взрыв ракеты на старте (ЗРК "Квадрат" - экспортный вариант "Куба")

N.Nadych: ЗРК "Стрела-10" (SA-13 Gopher (Суслик), индекс ГРАУ - 9К35. - Предназначен для визуального наблюдения и уничтожения воздушных целей на малых высотах. Принят на вооружение в 1976 году. Масса боевой машины (на базе МТ-ЛБ) — 12,3 т, ракеты — 42 кг. Зона поражения: по высоте: 0,01 — 3,5 км; по дальности — 0,3-5 км. Расчёт — 3 чел. Югославская "Стрела-10"

N.Nadych: Снимки пилотов американских ВВС во время войны во Вьетнаме Ракета ЗРК C-75 в полете Рандеву: ЗУР и F-105D Поражение F-105D

N.Nadych: Продолжение вьетнамской серии (авт. Pvoshnik01) Подрыв ракеты ЗРК С-75 под F-4 "Фантом" А призраки, оказывается, умеют гореть. (Фантом - в переводе призрак)

N.Nadych: - Кажется, осветил все советские ЗРК, - от переносных до "длинной руки" (С-200), которые поставлялись за бугор, а также ствольную ЗА. - СССР был разработчиком и производителем ВСЕЙ номенклатуры ЗРК, необходимых армии. Стоит добавить, что только США было по карману и по масштабу соперничать с нами в этом сегменте вооружений. Что касается качества, то очень многие образцы наших ЗРК просто опережали свое время. По возможности указывал страны, в какие мы поставляли комплексы. - Могу добавить, что обучение ИВС по ЗРК С-125 и С-75 проходило в Одесском ВВОКИУ ПВО, где было подготовлено несколько тысяч ЗРВшников, не считая РТВшников, АСУшников, РЭБовцев и т.д. - Подготовкой специалистов по некоторым ЗРК войсковой ПВО занималось соседнее Одесское ВОКУ.

N.Nadych: СССР был великой авиационной державой. А ВТС в области авиации началось, пожалуй, с Р-1. Р-1 «Искра» совершивший в 1926 г. перелет Москва-Тегеран - Р-1 — первый советский массовый самолёт, конструкции Н.Н.Поликарпова, создан на базе de Havilland D.H.9A 1916 г. Назначение: Многоцелевой Первый полёт: 1924 Принят на вооружение: 1924 Построено: 1650 Экипаж: 2 Крейсерская скорость: 176 км/ч Макс. скорость: 202 км/ч Дальность: 700 км Потолок: 4800 м Конструкция — деревянная Шасси: неубираемое Масса - пустой: 1441 кг. Снаряжённый: 2191 кг Двигатели: 1 ПД М-5. мощность: 400 Вооружение: 2-3 7,62 мм пулемета, 400 кг авиабомб - На основе Р-1 создавалась практически «из ничего» авиапромышленность СССР. Вплоть до 1930 г. Р-1 являлся самым массовым самолетом, выпускаемым в СССР, несмотря на свои заурядные данные. - Использовался более 10 лет для разведки и корректировки артогня, в качестве лёгкого бомбардировщика и штурмовика, для подготовки гражданских и военных лётчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях. Экспорт - С середины 20-х гг. Р-1 поставлялся в Китай, Персию и Афганистан. Боевое применение - 1923 — гражданская война в Афганистане. Самолёты пилотировались советскими лётчиками. - 1925 — Гражданская война в Китае. Закупленные в СССР самолёты использовались Гоминьданом. Самолёты пилотровались советскими лётчиками. - 1925 — Персия. Самолёты использовались персидским правительством Реза-шаха против национально-освободительного движения в Иранском Азербайджане, а позднее — при подавлении восстаний курдских, луристанских и прочих племён. - 1925 — операция по усмирению антисоветского восстания в Чечне - 1928 — гражданская война в Афганистане. Самолёты, закупленные в начале 20-х годов, использовались афганскими пилотами. - 1929 — Конфликт на КВЖД. Использовался советской стороной в качестве бомбардировщика, штурмовика, разведчика, связного. Китайские ВВС (Наникин) 1926 г. Надпись на фюзеляже - белая, она означает 'Мин Те' (выдающееся целомудрие), личное имя Сунь Ят-сена.

N.Nadych: Следующей позицией в этом ряду стоит Р-5 - Р-5 — многоцелевой одномоторный самолет 30-х гг, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 г. Один из самых массовый самолетов - бипланов 30-х гг. XX века в СССР. Более 1000 экплуатировалось в ГВФ (Аэрофлоте) как почтовые и грузо-пассажирские. Более 5000 в РККА- где он был основным образцом разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика до начала 40-х. Имел множество вариантов. Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила ему длительную жизнь в воздухе - летал вплоть до конца 40-х гг. Принимал участие во всех вооруженных операциях РККА 30-х и начала 40-х гг. На фронтах ВОВ эксплуатировался в качестве связного и легкотранспортного до 1944 г. - Как гражданский, до конца 40-х использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолет. Участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин». До настоящего времени сохранился один экземпляр этой машины, - находится в музее ВВС (Монино). - В прошлом июне, благодаря Вите Старовойтову и Сане Левченко мы побывали в музее ВВС в Монино, но Р-5 я не заснял, времени было маловато, да и не предполагал, что буду так подробно освещать авиационное ВТС. Кликать тут: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/9/91/%D0%A0-5.jpg Назначение Многоцелевой Экипаж 2 Первый полёт 19 сентября 1928, начало эксплуатации - 1929 Макс. скорость 225 км/ч Дальность 1000 км Потолок 6400 м Вооружение - 2х7,62 мм ПВ-1, или 1 ПВ-1 + 1 ШКАС, 7,62мм ДА Кол-во точек подвески Подфюзеляжные 2хДЕР-6 Крыльевые 8хДЕР-7 Подвесное вооружение 400 кг бомб Экспорт Поставлялся в Китай, Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию. В ВВС республиканской Испании получил наименование "Rasante" - "бреющий полет". Боевое применение 1933 — Китай. Самолет связи, штурмовик, бомбардировщик 1936 — Гражданская война в Испании. Самолет связи, штурмовик, бомбардировщик 1939 — Халхин-Гол. Самолет-разведчик, штурмовик, ночной бомбардировщик 1941 — Великая Отечественная война. Разведчик, ночной бомбардировщик - Одна из первых групп советских летчиков в составе трех экипажей самолетов Р-5 направилась в Китай в ноябре 1933 г. На приграничной станции Аягуз экипажам пришлось самим откапывать из снега занесенные непрекращающейся метелью ящики с упакованными самолетами, а затем и собирать их. Когда летчики были готовы к перелету в столицу провинции город Урумчи, там начался мятеж. Стало известно, что войска генерала Ма Чжуина окружили Урумчи и штурмуют городские крепостные стены, за которыми укрылся дружественный нам дубань (правитель) Синьцзяна Шэн Шицай. Другу следовало помочь. - 25 декабря три Р-5, заправленные под завязку топливом, с подвешенными бомбами и с двойным запасом патронов к пулеметам вылетели сквозь снежную метель по направлению на юг. Это был во многом рискованный полет. Не имея связи, средств навигации и кислородного оборудования, летчикам предстояло в условиях непогоды преодолеть горный хребет Тарбагатай, вздымающий свои вершины до 4-х км. Поднявшись на возможно большую высоту и оказавшись выше непогоды, самолеты преодолели горный хребет. При выходе на равнинный участок Р-5 Сергея Антоненка потерял ориентировку и вернулся назад. Самолеты Федора Полынина и Константина Шишкова пробили облачность, и вышли к намеченному пункту в местечко Шихо. Совершили посадку, дозаправились и продолжили свой полет к намеченной цели. - На подлете к Урумчи экипажи увидели у крепостных стен города огромную массу людей, Шла осада города в традициях средневековых войн. Атака двух самолетов произвела ужасающее воздействие на мятежников. Большинство из них никогда до этого не видело подобных крылатых птиц, кидающих бомбы и изрыгающих огонь, поэтому в панике разбежалось. Пара Р-5 после этой атаки вернулась в Шихо. Базируясь в этом местечке, самолеты еще несколько раз предпринимали вылазки для ударов по войскам мятежного генерала. Успех и полноценная победа, достигнутые всего лишь при помощи двух самолетов, привели к окончанию междоусобицы. - Уже скоро в районе Урумчи было сосредоточено до 20 самолетов Р-5 и У-2. На их базе организована летная группа для обучения китайцев летному делу. Часть советских летчиков по-прежнему продолжала выполнять полеты в интересах местного правительства. Полеты эти, проходящие над безлюдными горами и в условиях переменчивой погоды, никогда не являлись безопасным делом. Достаточно сказать, что однажды, когда экипаж Полынина вернулся из очередного разведывательного полета, он узнал, что их Р-5 является единственным самолетом синьцзяньской авиации. Все остальные машины перемолотил и сбросил в пропасть разбушевавшийся тайфун. Поставки самолетов в Китай впоследствии были продолжены. Город Урумчи стал во второй половине 30-х гг. своеобразным форпостом советской авиации в Центральной Азии. Здесь был построен авиазавод, на котором в 1938-41 гг. собирали истребители И-16. Варианты окраски Р-5 ВВС Ирана Эскадрилья Р-5 и один АНТ-9 прибыли в Анкару 29 октября 1933 г. для празднования 10-летия Турецкой Республики. После церемонии АНТ-9 и три Р-5 были переданы Турции в качестве символа советско-турецкой дружбы и сотрудничества (советское правительство оказало большую поддержку Турции во время войны за независимость). Китай. Летная школа в Синьцзяне, 1936 г. Р-5 республиканских ВВС Испании Р-5 "Rasante"-"бреющий полет" в Испании Испания. Р-5 у Франко

N.Nadych: *PRIVAT*

N.Nadych: АНТ-9 - пассажирский/грузовой Ближнемагистральный трёхдвигательный самолёт. Эксплуатировался Аэрофлотом. Первый полёт: 5 мая 1929 Экипаж: 2 Количество пассажиров: 9 Крейсерская скорость: 205 км/ч Дальность: 700 км Потолок: 4,500 м Этот самолет в сопровождении трех Р-5 в 1933 г. доставил в Турцию на празднование 10-летия Турецкой Республики советскую делегацию во главе с Ворошиловымм. Все самолеты (АНТ-9 и три Р-5) были торжественно подарены турецким ВВС в память о дружбе и сотрудничестве. АНТ-9 служил в ВВС год, затем до 1936 г. летал в почтовой службе, как пассажирский и транспортный. 1931 г. Совместная германо-советская авиакомпания Deruluft.

N.Nadych: Ш-2 - самолёт-амфибия Первый полёт 11 ноября 1930 Начало эксплуатации 1932 Конец эксплуатации 1964 Экипаж: 2 чел Мощность: 100 л.с. Макс.скорость: 100 км/ч Дальность: 500 км Потолок: 4140 м Построено: от 700 до 1200 шт Механик, балансируя на узкой носовой палубе лодки, запускает мотор - Ш-2 (АШ-2) - первый советский серийный самолёт-амфибия. В 1932—34 гг. было выпущено 270 машин. Самолёты, выработав свой ресурс постепенно списывались и к осени 1939 г. в строю их практически не оставалось. - Ситуация изменилась с началом Советско-финской войны, когда выяснилась необходимость наличия малого гидросмолёта для оперативной связи в войсках, вывоза раненых и т. п. в условиях болотистой местности, большого количества рек о озёр. В связи с этим ГУ ГВФ было принято решение вернуть списанные Ш-2 в строй, а также возобновить их производство. До начала ВОВ выпустили 50 машин. В августе 1942 года два Ш-2С были захвачены финнами вблизи Петрозаводска и с октября 1942 по сентябрь 1944 г. использовались финскими ВВС. Один из двух Ш-2, захваченных 28 августа 1942 г. Использовался как связной и как самолет для перевозки командующего ВВС в 1943 г. ===================================================================== МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) - Летающая лодка Первый полёт 3 мая 1932 Начало эксплуатации начало 1934 Конец эксплуатации 1946 Производился 1934-40 гг Произведено 1365, включая пассажирские варианты МП-1 и МП-1бис МБР-2 — летающая лодка, одномоторный моноплан смешанной конструкции с толкающим винтом. Активно применялась во время ВОВ, особенно на Черном море. У летчиков имела прозвище "амбарчик" и "корова". - Самолет широко применялся в качестве морского ближнего разведчика и частично как дальний. Был специальный аерофотосъемочный вариант. Несколько МБР ранних серий были выпущены в варианте "волнового управления и наведения" (ВУ) - для взаимодействия с торпедными катерами - в этом варианте экипаж был 5 человек. В силу слабого оборонительного вооружения несли высокие потери. Финский МБР-2-М-17 в/ч 5./LeLv6. Вааса, лето 1942 http://www.eugene.es-krs.ru///camms/ar/380/pics/78_1.jpg Там же. МБР-2-М-34. в/ч LeLv15. Kontiolahti, 1941 г. Камуфляж нанесен в эскадрильи

N.Nadych: Многоцелевой У-2/По-2 Поликарпов У-2 (Музей Польской Авиации) Первый полёт Январь 1928 Начало эксплуатации 1929 Производство 1929-1953 (по др. дан. до 59 г.) Произведено 33000 (по др. дан. 40,000+) Экипаж 2 чел. Макс. скорость 150 км/ч Потолок 3820 м Дальность 430 км Мощность 100 л.с - У-2 - биплан с мотором воздушного охлаждения М-11. Этот самолёт имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях. Существовали штабные и санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации. - В 1932 г. был разработан учебно-боевой вариант У-2 (У-2ВС), который мог брать с собой 6 8-кг. бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1. - С началом ВОВ имевшиеся под рукой стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг. - В 1943 г. число полков, оснащённых У-2, достигло макс. — до 70 авиаполков ночных бомбардировщиков и разведчиков. - После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 г. самолёт в честь его создателя переименовали в По-2. Страны-эксплуатанты У-2 - Финляндия, Польша, Германия, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Китай, Сев.Корея, Турция. ГДР. Китай Захвачен финнами 27-го сентября 1943 г. на реке Свирь. Чехословакия Югославия HK (Турецкая авиалига) была основана в 1925 г. Первым самолетом стал У-2. Два самолета этого типа оставались в строю вплоть до 1945 г. Пилотаж По-2-ХАИ http://vzlet-khai.narod.ru/

N.Nadych: Истребитель-полутороплан Поликарпова И-15 И-15 в Испании, 1936 г Первый полёт: 1933 Макс. скорость у земли: 285 (315) км/ч Макс. скорость на высоте: 350 (368) км/ч Дальность полёта: 500 км Практический потолок: 7250 м Шасси: неубираемое, с обтекателем Масса - пустой: 1012 кг Макс. взлётная: 1369 кг Двигатели: 1 ПД М-22 (позже М-25) Мощность: 480 Вооружение Стрелково: 4х7,62-мм ПВ-1 Точек подвески: 4 Построено 2408 экз. Модификации И-15 (ЦКБ-3) — серийный И-15 бис — модель с прямым верхним крылом, и двигателем М-25 . Вооружение — 4х7,62-мм ШКАС (или ПВ-1). Боевое применение 1936 — Гражданская война в Испании. Истребитель, штурмовик, разведчик, прозвище Chato (курносый) 1937 — Вторая японо-китайская война 1939 — Монголия, на реке Халкин-Гол 1940 — Советско-финская война. Штурмовик. 5 машин, совершивших вынужденную посадку достались финской стороне и использовались как тренировочные. 1941—1947 — Монгольско-китайский погранконфликт и также Монгольско-Восточный Туркестанский погранконфликт. И-15 республиканских ВВС Испании Испания, франкисты. 1939 - В октябре 1936 г. три десятка И-15, укомплектованные летным и техническим составом, в числе другой советской боевой техники направили защищать испанскую республику. - Позже, когда положение республиканцев стало отчаянное, то "чато" стали широко привлекать для штурмовых действий. Испанские летчики, обучавшиеся в Кировобадской летной школе, в обязательном порядке проходили практику по бомбометанию 25 и 50-кг бомб.

N.Nadych: Истребитель И-15 бис (И-152, ЦКБ-3 бис) — дальнейшее развитие И-15. Первый полёт: 1937 Макс. скорость у земли: 372 км/ч, на высоте: 379 км/ч Дальность: 770 км Потолок: 9800 м Масса - Пустой: 1310 кг Снаряжённый: 1730 кг Двигатели: 1 ПД М-25В (М-25Б) Мощность: 750 (775) Вооружение: четыре пулемета ПВ-1, стрелявшие синхронно через винт Точек подвески: 4 Боевое применение - Китай, где получил прозвище "чиж", а И-16 - "ласточка" - Монголия весной-летом 1939 г. - Испания (20 экземпляров), где оказались на грани окончания боевых действий. Часть оставшихся в Испании самолетов, среди которых были и "бисы", после поражения республиканцев вошла в состав авиации франкистов. - Во время "зимней" войны с Финляндией 1939-40 гг., как и во всяких боевых - действиях, бывали случаи вынужденных посадок. И-15бис, имевший неубирающееся шасси (зимой - лыжи), не мог приземлиться на брюхо, поэтому в случае посадки за линией фронта часто оставался невредимым. Так финнам достались в разное время пять "бисов", которые вошли в состав финских ВВС, где использовались в основном для тренировки летного состава. Три самолета из состава этой пятерки летали до начала 1945г. И-15бис Grupo 24 ВВС франкистов И-15бис Финских ВВС Варианты окраски И-15бис Grupo Independiente ВВС республиканцев И-15бис Grupo 24 ВВС франкистов И-15бис T-LLv 35 Финских ВВС, 1942 г. Pentti Perttula

N.Nadych: И-153 "Чайка" - третья версия, (что и отражено в названии) самолёта И-15. Основное отличие — убираемые колеса (лыжи). И-153 в музее Ле Бурже. Первый полёт август 1938 Производился - осень 1939 - 1941 Эксплуатация 1939-45 Произведено 3 437 шт Масса пустого: 1 348 кг Норм. взлётная масса: 1 765 кг Объём баков: 316 л Мощность двигателя: 830 л.с. Макс. скорость км/ч: -у земли: 366 -на высоте : 426 Дальность: 740 км Потолок: 11 000 м Длина разбега: 106 м Вооружение: 4 × 7,62 мм пулемёта ШКАС Неуправляемые ракеты: до 8 × РС-82 Бомбы: до 200 кг Модификации И-153 — М-25В — первые серийные экземпляры И-153БС — М-62 — двигатель М-62 и 4 пулемета БС (12.7 мм) И-153П — М-62 - как предыдущий но вместо 4-х БС 2 ШВАК Боевое применение Халхин-Гол Китай Финская кампания - Летом 1939 г. "Чайки" впервые участвовали в б/д на Халхин-Голе (Номонханский инцидент (кстати, впервые слышу за такое название этого конфликта). - Первые 20 "Чаек" в конце июня 1939 г. литерным железнодорожным эшелоном прибыли в Читу, где их силами заводской бригады собирали, а затем перегоняли на фронт. В первых числах июля "Чайки" перелетели к месту б/д, До окончания б/д в сентябре 1939 г. прибыло в обшей сложности 70 И-153. За период с 28 июля по 15 сентября 1939 г. в воздушных боях и авариях было потеряно 23 "Чайки". - До последних дней ВОВ И-153 оставались на боевой службе в составе ВВС Северного флота, где несли охрану внутренних морских конвоев в Белом море. Очевидно, наиболее долго продержалась в строю "Чайка" №8148, которую списали 1 октября 1945г. И-153 Финских ВВС Вариант окраски Испания, республиканцы Китай, чанкайши И-153 IT-20 из состава LeLv6 Финских ВВС в июле 1942 г. Швехат, Вена, 1942 Использовался как тренировочный истребитель для повышенной летной подготовки.

N.Nadych: И-16 Истребитель И-16 (ЦКБ-12), (прозвища: ишак, ишачок) - Это знаковый, самый известный довоенный советский истребитель. В нашем сознании он доминирует как символ той поры. Кликать тут http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/a9/%D0%98-16_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_1936_%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpg/800px-%D0%98-16_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_1936_%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpg Первый полёт 30 декабря 1933 Начало эксплуатации 1934 Конец эксплуатации 1952 (Испания) Годы производства 1934-1942 Построено 10 292 (без выпуска за рубежом) ТТХ последних мод. Масса пустого - 1547 кг Норм. взлетная - 1946 кг Полезная нагрузка - 419 кг Масса топлива - 190 кг Мощность - 900 л.с Макс. скорость: у земли - 419 - на высоте - 470 - посадочная - 131 Дальность - 440 Потолок - 9800 м Вооружение: 1× 12,7 мм БС 2× 7,62 мм ШКАС, были мод. с двумя 20-мм. пушками ШВАК Основные модификации И-16 c М-22 (ЦКБ-12) Первый серийный И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис) — двигатель М-25. Не экспортировался И-16 тип 5 Применялся в Испании наряду с т.10 И-16 тип 6 — как тип 5, но с двигателем М-25А с 730 л.с. И-16 тип 10 — двигатель М-25В в 750 л.с. И-16 тип 17 — мод. типа 10 с двигателем М-25В И-16 тип 18 — мод. типа 10 с двигателем М-62 И-16 тип 24 — мод. типов 10 и 18 с двигателями М-62 и М-63 И-16 типы 28, 29, 30 — как тип 24, но двигатель М-63 безредукторный Боевое применение 1936 — Гражданская война в Испании. Воевали советские пилоты-добровольцы на машинах И-16 тип 6 и 10. Официальное название самолёта в армии Франко — «Боинг», в Республиканских войсках — Mosca (муха). Неофициально лётчики люфтваффе и Франко называли И-16 — Rata (крыса) 1937 — Вторая японо-китайская война. Поставлялся гоминьдановскому Китаю, до 1941 - ок. 215 самолётов. («Яньтзу» — ласточка) 1939 — Халхин-Гол 1939 — Польский поход РККА 1939—1940 — Советско-финская война 1941 — Великая Отечественная война. К началу войны самолёт составлял основу истребительного парка СССР.



полная версия страницы