Форум » Все, обо всем » Какая армия нам нужна? (продолжение) » Ответить

Какая армия нам нужна? (продолжение)

Nik54m: На протяжении последних лет много разговоров на разных уровнях о реформе Вооруженных Сил. Предпринимаются робкие, и часто неудачные попытки изменить хоть что-то. Недовольство общественности состоянием Российской Армии, а точнее условиями службы военнослужащих вполне обосновано. Необходимость перехода к профессиональной армии назрела по ряду причин: изменение политической и экономической ситуации в стране; совершенствование средств и тактики ведения боя, угроза терроризма. Но профессиональная Армия нам сегодня не по карману. Даже при наличии средств эту проблему одним годом не решить. Необходимо, некоторое время, работать с тем, что имеем, стойко переносить призывы, бытовую неустроенность военнослужащих и другие лишения. Что можно сделать сегодня?

Ответов - 288, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Сергий: Алеша пишет: Ну вот,стало веселее В этом году, скорее всего, так и не состоится долгожданной премьеры Т-95, о скором принятии на вооружение которого открыто говорят уже лет пять. Ожидание чуда отечественной бронетехники затянулось, но все равно мы будем первыми, кто создаст танк нового поколения. Тяжелая броня Получается, что спроектировать и построить действительно новый танк гораздо сложнее, чем новый самолет. Наши авиаконструкторы активно работают над истребителем пятого поколения. Американцы такие истребители на вооружение уже принимают. А вот с бронетехникой прогресс не столь очевиден. Если считать танковые поколения после войны, то к первым, наверное, относятся Т-54 - Т-62. Второе поколение родилось в Харькове более полувека назад - это Т-64 с экипажем из трех человек и автоматом заряжания пушки. Т-72 и даже газотурбинный Т-80 - по сути своей тоже машины второго поколения. Их глубокие модернизации - Т-90 и "Барс" условно можно считать поколением два с плюсом. Та же ситуация и за границей. Действительно качественно новых машин не создали ни в США, ни в Западной Европе. На Западе пытались реализовать несколько новых проектов, но ничего путного не получилось. В СССР эскизные проработки перспективного танка начались в трех ведущих КБ - Ленинградском, Нижнетагильском и Харьковском почти четверть века назад. Тема имела общее название "Молот". Предполагалось, что на конкурсной основе будет выбрана самая удачная конструкция и все танкостроительные заводы Союза будут выпускать в ХХI веке один тип машины-победителя. Техническое задание на новый танк требовало создания универсальной гусеничной базы, на основе которой можно выпускать самоходные артустановки любого калибра, зенитно-ракетные, просто ракетные комплексы, различные инженерные машины и многое другое, что должно двигаться на поле боя и быть надежно защищено от всех видов поражения. Проект оказался настолько сложным, что ни одно КБ с поставленной задачей в восьмидесятые годы так и не справилось. А когда развалился Союз, то о новом танке пришлось забыть. Однако конструкторская мысль на месте не остановилась, и уже в начале девяностых появились два образца, которые претендовали на роль танка нового века. "Черный орел" крылья не расправил Интересную конструкцию предложило танковое КБ "Спецмаш" Кировского завода. За основу был взят газотурбинный Т-80, но схема предлагалась принципиально новая. Корпус удлинялся, двигатель переносился в нос, как у израильской "Маркавы", что обеспечивало дополнительную защиту экипажа. Сам экипаж предполагалось сократить до двух человек, и его рабочее место больше напоминало кабину самолета, чем танка. Вся информация, в том числе визуальная, выводилась на мониторы компьютеров, экраны бортовых телевизоров и телевизоров. Новый танк оснащался мощнейшей оптико-электронной системой, позволявшей управлять машиной и вести бой в любых погодных условиях днем и ночью. Боекомплект размещался в необитаемом отсеке, что значительно повышало живучесть машины. Предусматривалась установка пушки любого калибра в зависимости от требований заказчика или боевой обстановки. Предложенный вариант вполне подходил как базовый для других боевых и инженерных систем. Однако питерский проект нового танка развития так и не получил. Похожая машина появилась в Омске под именем "Черный орел". Это уже был классический Т-80, но опять же с размещением экипажа в корпусе. Изюминкой "Орла" стала башня, в которую также можно устанавливать пушку любого калибра, и уникальная система автоматического заряжания. Боекомплект крепится к орудийной установке подобно магазину ручного пулемета. Расстреляв все снаряды, "Черный орел" просто сбрасывает пустой магазин, а служба боевого обеспечения подвозит уже заряженный и крепит его к танку в течение нескольких минут. Омский вариант боевой машины со всех точек зрения, особенно по параметру цена-качество, выглядел очень удачным. Его создатели даже заявили, что готовы установить на машину более дешевый дизельный двигатель. Но и "Орел" не приглянулся командованию Сухопутных войск - главному заказчику бронетехники. Царь-танк Единственной машиной, доведенной в рамках темы "Молот" до постройки опытного образца, стал объект 195, созданный в Уральском КБ транспортного машиностроения (УКБТМ). Ему, по всей видимости, и уготована роль будущей основы бронетанковой мощи России. Объект 195 является секретным. Однако за то время, пока он мучительно рождался, строился и проходил заводские испытания, в прессе, особенно в интернетовской, о нем появилось столько всевозможных публикаций и рассуждений, что вывод об облике перспективной машины сделать можно. Он не будет принципиально отличаться от раскрытого объекта, созданного в КБ "Спецмаш". Разница лишь в кормовом размещении моторно-трансмиссионного отсека, привычного для уральской танковой школы. Экипаж - три, а возможно, и два человека. Размещается он в передней части корпуса, защищенного очень мощной броней. Пушка выносится на верхнюю часть корпуса. Калибр ее может быть любым. Базовый вариант, вполне возможно, окажется не меньше чем 130 мм. Новая машина по своим массо-габаритным показателям значительно превзойдет Т-90. Смотреться Т-95 будет поистине как грозный и всесокрушающий царь-танк. Дело в том, что объект 195 создавался практически одновременно с БТР-90, который, наконец-то принят на вооружение и становится базовой колесной машиной для различных систем вооружения. Однако такая унификация привела к тому, что новый бронетранспортер оказался значительно больше и тяжелее, чем его предшественник Т-80. Вряд ли танкостроителям удалось избежать этого минуса универсализации. Однако даже при внушительных габаритах Т-95 не станет сухопутным монстром вроде немецкого "Мышонка". Это будет действительно новое слово в мировой бронетехнике - полноценный танк третьего поколения. О том, что в объекте 195 воплощены самые передовые технические решения, говорит малоизвестный, но красноречивый факт. В конце девяностых годов ХХ века УКБТМ посетил министр обороны маршал Игорь Сергеев. Был он стратегическим ракетчиком, и танки для него, как многим казалось, интереса особого не представляли. На чисто внешнее знакомство с перспективным объектом 195 отводилось двадцать минут. Экипаж этого танка располагается в корпусе, усиленном дополнительной броней, а вооружение и боеприпасы находятся в башне. При этом пушка с автоматом заряжания может быть любого калибра, а снаряды размещаются в специальном коробе, который меняется, подобно автоматному рожку, за считаные минуты. Такого ноу-хау нет ни в одном зарубежном танке, даже перспективном. Однако, как рассказывают, маршал Сергеев забрался внутрь танка и просидел там... почти два часа, слушая рассказ о новой машине и вникая во все особенности ее конструкции. На прощание министр обороны сказал, что никогда не ожидал от танкостроителей настоящего чуда почти космической техники в бронированном исполнении. Облик нового танка рождался в соответствии с той концепцией, которая закладывалась в ТТЗ еще четверть века назад и полностью отвечала советской военной доктрине. А какая доктрина у нас сейчас? Пока шла работа над объектом 195, все коренным образом изменилось, и сегодня ни Генштаб, ни командование Сухопутных войск, похоже, сами уже не понимают, какая и в каком количестве бронетехника нужна нашей армии. В противном случае пока еще уникальная боевая машина поддержки танков (БМПТ) не пылилась бы в боксе КБ транспортного машиностроения в единственном опытном экземпляре, а выпускалась бы массовой серией. По оценке крупнейшего знатока бронетанковой техники генерал-полковника Сергея Маева, она способна изменить тактику ведения наземных операций, в том числе антитеррористических. И это еще один довод в пользу того, что если мы в предшествующие, не лучшие для России десятилетия в чем-то поотстали, то у нас есть все шансы вернуть себе славу лучших танкостроителей. Имеется такое предчувствие. Из-за непонимания революционной роли БМПТ в тактике и даже стратегии сухопутных боевых операций будущего никак не повышается мощь отечественных Вооруженных сил и теряются перспективные рынки вооружений, на которых эта машина пока еще конкурентов не имеет. Так что вряд ли Т-95, если его даже примут на вооружение, ожидает безоблачное будущее. Во всяком случае пока объявлено, что Гвардейская Кантемировская танковая дивизия, всегда оснащавшаяся самой современной техникой, пересядет с Т-80У на Т-90. Жаль, что не на "Черного орла". Вице-премьер Сергей Иванов считает, что создаваемый в России бронетанковый холдинг будет успешно конкурировать с ведущими западными транснациональными корпорациями. А его создание откроет путь к преодолению наметившейся в последние годы структурной разобщенности предприятий отрасли. Это позволит исключить, скажем прямо, вредную конкуренцию за получение государственных средств. Задача перед корпорацией стоит такая. К 2010 году интегрированные в единую структуру танкостроительные предприятия должны увеличить в 2,5 раза объем производства и в 5 раз суммарную прибыль. Она, по расчетам специалистов, может достичь 28,5 миллиарда рублей. цифра 70 процентов всех обычных вооружений в стране производят на Среднем Урале 170 предприятий оборонного комплекса России кстати Около 500 российских и иностранных предприятий примут участие в VI Международной выставке вооружения и военной техники, которая пройдет с 9 по 12 июля в Нижнем Тагиле. Гостями выставки станут представители 47 государств, интерес к смотру оружия на полигоне "Старатель" в Нижнем Тагиле проявили потенциальные покупатели из Австрии, Ганы, Канады, Украины, Франции. Около 100 предприятий продемонстрируют на полигоне образцы своей новой техники и вооружения и представят около 200 экспонатов, показывающих развитие легкой бронетанковой техники, систем залпового огня. Среди этих экспонатов будет и самоходная артиллерийская гаубица "Мста-С", боевая машина поддержки танков, которой нет аналогов в мире справка Полигон "Старатель" "Нижнетагильского института испытания металлов" - один из базовых для проведения различных выставок по военной тематике. Здесь есть все необходимое для того, чтобы познакомиться с выставленными образцами военной техники и боевыми возможностями различных видов вооружения. Общая площадь выставочных павильонов - 8000 квадратных метров. Открытые выставочные площадки занимают 46,9 тысячи квадратных метров. Длина трассы для автомобильной техники - 2,425 тысячи метров. Длина трассы для бронетехники - 2,775 тысячи метров. Есть специальный вододром. Площадь его поверхности - 7,5 тысячи квадратных метров, а глубина - 5 метров

Москвич: Кому нужны танки если есть вот это. РПГ-32 «Хашим» разработан ГНПП "Базальт" Калибр, мм 72 / 105 Длина пускового устройства, мм 360 Длина с картриджем (калибр 72 / 105), мм 900 / 1200 Вес пускового устройства с прицелом, кг 3.0 Вес в боевом положении (калибр 72 / 105), кг 6 / 10 Прицельная дальность стрельбы, м 700 Бронепробиваемость (после динам. защиты), мм 650 Подробнее

иванов в: да у нас только разработки а коммерция и патриотизм взаимоисключающие понятия поэтому вооружаем тех у кого есть бабки а свои и так обойдутся с молодыми лейтенантами говорил нехотят контракты продлевать техника старая боятся если что посадят


Сергий: Москвич пишет: Кому нужны танки если есть вот это Есть еще защита "Арена" Подробностей не знаю.

Москвич: Сергий пишет: Есть еще защита "Арена" Смотри внимательней 650мм броня пробивается после динамической защиты. Сомневаюсь, что можно сделать современный танк с толщиной брони 700мм. И еще: динамическая защита наших танков по эффективности защиты, к сожалению, уступает принятой на вооружение странами НАТО. "Арена" уничтожает только до 85% всех средств борьбы с бронетехникой и только в секторе 110 градусов по азимуту, приэтом имеет вес 1100 кг и энергопотребление 1 КВт. Что уж говорить о стоимости, если в состав комплекса входит многофункциональная РЛС с "мгновенным" обзором пространства во всем защищаемом секторе и высокой помехозащищенностью. Сколько это проработает в танке без обслуживания.Подробнее

Сергий: Уго Чавес купил 20 "ТОР М-1" Бублики» вместо зонтика Российская оборонка продолжает выпускать уникальное оружие 2007-12-28 / Виктор Литовкин Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2Э» на выставке МАКС-2007. Фото автора Среди образцов вооружений, которыми может гордиться Российская армия и отечественная оборонная промышленность, безусловно, одно из самых заметных мест занимают зенитно-ракетные комплексы малой дальности Сухопутных войск «Тор-М1» и его модификации. Созданные в НИЭМИ под руководством академика Вениамина Ефремова и выпущенные Ижевским электромеханическим заводом «Купол» в середине 80-х годов прошлого века, они и сегодня остаются лучшими среди своих аналогов. Хотя, впрочем, аналогов «Торам» по большому счету до сих пор нет. А завод, который их делает, по итогам 2007 года награжден национальной премией «Золотая идея» за успехи в области производства продукции военного назначения, производство и поставку на экспорт зенитно-ракетных систем «Тор-М1» ДУБАЙСКИЕ ВСТРЕЧИ Это нужно было видеть. Возле стенда корпорации ПВО «Алмаз-Антей» на международной оружейной выставке Dubai AirShow-2007 стояли два не очень молодых араба. Одетые в дорогие по местным меркам бело-золотистого цвета долгополые рубахи – дишдаши, в платках-гутра, перехваченных на голове «двухэтажным» плетенным шерстяным кольцом-икалом, они, как малые дети, открывали и закрывали ракетные люки на моделях зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1» и «Тор-М2Э», что экспонировались на площадке концерна ПВО «Алмаз-Антей». Словно играли этими моделями. И такой неподдельный интерес сквозил в их глазах к этим системам, что девушка с соседнего стенда поторопилась позвать представителя предприятия, где сделаны эти комплексы, который в этот момент беседовал в переговорной с журналистами. Также в разделе: Тактическая путаница в оперативно-стратегических умах Учения "Мобильность-2004" показали, что надо создавать новую, параллельную армию – Могу я вам чем-то помочь? – подошел к арабам инженер. – Хотите подробнее узнать о наших ЗРК? Арабы засмущались, тут же одернули руки от моделей: – Нет-нет, спасибо. Они взяли предложенные им буклеты с описанием боевых машин ПВО и величественно, словно ничего и не было, пошли дальше, разглядывая экспозицию «Рособоронэкспорта», где кроме «Торов» были представлены и другие виды российской боевой техники. Через некоторое время к этому же стенду подошел министр обороны Белоруссии генерал-полковник Леонид Мальцев и командующий ПВО и ВВС вооруженных сил республики генерал-майор Игорь Азаренок. Их тоже заинтересовали зенитно-ракетные комплексы Сухопутных войск «Тор». Генеральный директор ИЭМЗ «Купол» Сергей Васильев рассказывал высоким гостям о тактико-технических характеристиках выпускаемых предприятием комплексов. Подслушивать разговоры между белорусскими офицерами и руководителем оборонного завода было неприлично, и я стоял в стороне, снимая фотоаппаратом нечастую встречу высших руководителей армии братской страны и отечественной «оборонки». – Как ты считаешь, Азаренок, – донесся до меня голос генерала Мальцева, – что нам лучше купить у россиян – еще один дивизион С-300 или дивизион «Торов»? Что ответил своему министру командующий ПВО и ВВС, я не слышал. Потом, когда гости ушли в переговорную «Рособоронэкспорта», где их ожидал генеральный директор этой компании Сергей Чемезов, я спросил у Сергея Васильева, к какому варианту склоняются белорусы. Он пожал плечами: «Не знаю, это их дело. Обещали подумать. Но я им сказал, если захотят купить нашу новую колесную систему «Тор-М2Э», то это им может обойтись много дешевле, чем другим. «Тележку» для этого комплекса делают на Минском заводе колесных тягачей. И для белорусов это сразу резко снижает цену». О колесном «Тор-М2Э» мы еще поговорим, а сейчас о том, что представляет собой зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1». НЕ БОГ, НО ЧТО-ТО БЛИЗКОЕ Вспоминаю, такой же неподдельный интерес, связанный с искренним восхищением боевыми возможностями наших ЗРК, а точнее именно «Торов», мне довелось наблюдать где-то в конце прошлого века у военных атташе зарубежных государств, аккредитованных в Москве, во время показательных зенитно-ракетных стрельб на полигоне ПВО Эмба. Огонь по мишеням, что изображали фронтовые бомбардировщики, ударные вертолеты, баллистические и крылатые ракеты, вели там несколько российских зенитно-ракетных комплексов. Среди них С-300ПМУ, С-300В, «Бук-М1», «Оса-АКМ» и, конечно, «Тор-М1». Причем работа систем управления воздушным боем да и боевыми расчетами была построена таким образом, что сначала обстреливались «дальние» аэробаллические цели и только потом те, что прорывались ближе к боевым позициям зенитчиков. «Прорвавшихся» практически не оставалось. Всех их на «окраине» полигона, но на таком расстоянии, чтобы это было видно в бинокль приглашенным гостям, расстреливали и С-300ПМУ, и С-300В. На каждую мишень фактически уходило по одной ракете. Но интересно было то, что обломки этих мишеней, которые сыпались с неба после ударов по ним боеголовок ракет «трехсоток», почти у самой земли «добивали» ракеты «Тора». Они взлетали вертикально вверх и, прочертив в голубом безоблачном небе белую параболу, как коршун, неслись вниз, «доклевывая» крошечные серебристые пластинки, что сами по себе, уже довольно беспорядочно, почти как елочный серпантин, кружили над полигоном. Зрелище выглядело очень эффектным. И, конечно, полковники и генералы, как европейские, так и из стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, не могли сдержать своих эмоций, провожая аплодисментами каждое попадание. А их хватало. Что такое ЗРК «Тор», я узнал лет семь до этого. Россия начала вывозить на международные выставки вооружений свою боевую технику, и военным пришлось пойти на непростой для себя шаг – рассекретить многие виды вооружений. В том числе и зенитно-ракетный комплекс малой дальности Сухопутных войск «Тор-М1». Уникальную мобильную боевую систему, где на одной базе, гусеничном шасси от среднего танка Т-72, для которого не существовало никаких препятствий, размещался единый боевой комплекс. Антенны обнаружения целей, захвата их и наведения, а также ракеты вертикального старта, которые взлетали в воздух и неслись к обнаруженной мишени, чтобы это ни было – самолет, вертолет или крылатая ракета, – через 4–6 секунд после ее появления. Такой машины не было больше ни у кого в этом мире. Потом мне повезло познакомиться с генеральным конструктором этой системы – академиком Вениамином Павловичем Ефремовым, с его коллегами Иосифом Матвеевичем Дризе и Виктором Николаевичем Епифановым, сотрудниками НИЭМИ (Научно-исследовательского электромеханического института), где и был создан «Тор-М1». И я допытывался у них, почему систему назвали «Тор»? Неужели по имени скандинавского бога войны? Оказалось, вовсе нет. Все дело было в пространственной геометрии. «Название «Тор», – объяснил мне Вениамин Павлович, – происходит от обозначения геометрической сферы – тороида. Своеобразного бублика. Именно так летят на цель, поражая ее, осколки 9М331 – ракеты нашего комплекса». Потом академик рассказал, почему эти ракеты в отличие от того же ЗРК «Бук», «Оса-АКМ» или «трехсотки», в том числе и С-300В, что тоже создана под его руководством в НИЭМИ, «спрятаны» под броней и постоянно стоят там боеголовками строго вверх, как патроны в обойме – одна рядом с другой. «Наши ракеты укрыты для того, – пояснил Ефремов, – чтобы их не задевали ветви деревьев во время марша в танковых и общевойсковых колоннах по лесным дорогам, чтобы машину легко можно было загрузить в самолет, даже в Ан-12, перебросить на достаточно большое расстояние в тот район, где они сегодня больше всего нужны. А их вертикальный старт при помощи катапульты помогает не тратить время на разворот в сторону цели. Это делает ракета уже в воздухе. Мы не теряем на перенацеливание ни времени, ни энергии машины, экономим драгоценные секунды, которые могут оказаться в бою решающими». Вениамин Павлович Ефремов сказал мне, что ракеты для «Тора» были сделаны в подмосковном Машиностроительном конструкторском бюро «Факел» под руководством академика Петра Грушина. Того самого, чьи противоракеты В-1000 еще в марте 1961 года впервые в истории ПРО и ПВО сумели перехватить в верхних слоях атмосферы боевой блок баллистической ракеты. Что позволило потом первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву похвастаться на весь мир, что «наши ракеты попадают мухе в глаз». 9М331 это тоже умеет. Ни одна подобная система мира – ни американский «Чапарел», ни английская «Рапира», ни франко-немецкий «Роланд-3», ни даже французский «Кроталь» подобными возможностями не обладают. Не способны «иностранцы» одновременно поражать весь спектр воздушных целей от управляемых авиационных ракет, планирующих авиабомб, самонаводящихся снарядов высокоточного оружия до самолетов (штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей), беспилотников и крылатых ракет. Причем самых малоразмерных, весом меньше 200 килограмм. А главная уникальность «Тора», о чем уже вскользь упоминалось, все его системы – радар обнаружения целей, локатор с фазированной решеткой для их сопровождения, электронно-вычислительные машины, система наведения ракет с аппаратурой их пуска, – весь поражающий комплекс размещены на одной базе. Это создает зенитчикам возможность поддерживать высокий темп наступления вместе с другими боевыми машинами и такую же гибкую маневренность. Прикрыть район развертывания танковой или мотострелковой дивизии, потом вместе с ней быстро сняться с места, совершить марш в заданный квадрат, отразить сходу, даже на марше, налет вражеской авиации или крылатых ракет и продолжить путь вместе с основными силами соединения – такими боевыми качествами мало кто может похвастаться. А вот способностью расходовать на одну цель одну ракету (техническая вероятность поражения мишеней у «Тора» – 0,9. – В.Л.) тем более больше никто. У «Рапиры», «Кроталя» и «Роланда» даже последних модификаций этот показатель много хуже. Кроме того, «Тор» может одновременно обнаружить и опознать 48 целей, сопровождать и вести огонь по двум из них. Его зарубежные собратья – только по одной. При этом высота цели может находиться в диапазоне от 10 метров до 10 километров, а расстояние до мишени от километра до 12. Эти параметры очень «выгодны» при борьбе с вдруг «вынырнувшим» из-за холма боевым вертолетом, фронтовым бомбардировщиком или штурмовиком. Еще одно уникальное качество, которым не обладает ни одна зенитно-ракетная система мира. Это удивительная стойкость машины и ее систем управления против любых методов радиоэлектронной и помеховой борьбы. Инженеры ИЭМЗ «Купол», того самого, где выпускается «Тор-М1» и все семейство ЗРК этой марки, рассказывали мне, как на одном из полигонов НАТО (это произошло уже после того, как «Тор-М1» был продан Греции. Читайте об этой истории в «НВО» № 41 «Кипр под крышей русского ПВО»), проводились испытания их машины в противостоянии с американским истребителями F-16 Fighting Falcon самых разных модификаций. Сначала истребители вели борьбу против одной машины «Тор-М1», потом против целой батареи. Совершили 50 самолето-вылетов, в которых применили 19 типов помех. И что? Да, ничего. Оказалось, что если F-16 всей заключенной в его аппаратуре энергией РЭБ обрушится на одну боевую машину, то срывы в автосопровождении цели еще иногда возможны. Но перед батареей ЗРК «Тор-М1» он оказывался бессильным. Потом ученые и конструкторы НИЭМИ нашли противодействие и против тех помех, что применялись на натовском полигоне. И теперь что один F-16, что группа их – «Тору» все, что называется, по барабану. Он помехозащищен на все сто. Рассказывали мне, как в одной из арабских стран ЗРК «Тор-М1» негласно (хозяева попросили «не светиться») соревновался с французским комплексом «Кроталь», пожалуй, самой современной и эффективной зенитно-ракетной системой малой дальности для прикрытия сухопутных войск на Западе. И тоже одержал полную победу. В то время когда две машины «Тора» уже сопровождали мишени, летящие по воздуху на позиции обороняющихся, «Кроталь» их так и не сумел увидеть. Правда, французы потом оправдывались: мол, мишени оказались не той марки. Совсем как в фильме «Белое солнце пустыни»: «У него патроны не того калибра»... Но факт остается фактом – полигонному «коршуну», созданному в Москве в НИЭМИ под руководством академика Вениамина Ефремова и его ближайших друзей и единомышленников Иосифа Дризе и Виктора Епифанова, построенному инженерами и техниками Ижевского электромеханического завода «Купол», сегодня нет равных. Не случайно его закупили у России такие страны, как Китай, Кипр, член НАТО Греция и Иран. После выставки в Дубае, есть у меня такая информация, готовится контракт еще с несколькими арабскими странами. С какими – это коммерческий секрет ИЭМЗ «Купола» и «Рособоронэкспорта». Раскрывать его я не вправе, да и точно не знаю, с какими. А догадки мои никого не интересуют. Поговорим лучше о том, что и в НИЭМИ, и в ИЭМЗ «Купол», наверное, изменили бы своим традициям, если бы не продолжили работы по модернизации и усовершенствованию своего детища, в названии которого срослось имя скандинавского бога войны и название геометрической фигуры – «Тор». ОТ ГУСЕНИЦ – К КОЛЕСАМ Новый ЗРК «Тор-М2Э» я увидел на московской аэрокосмической выставке МАКС-2007. Он привлек мое внимание своим необычным видом. Во-первых, «песчаной» раскраской, предназначенной явно для жарких стран. И, во-вторых, размерами. «Тор-М2Э» был несколько выше своего «старшего» собрата «Тор-М1», да и на броне появилось какое-то дополнительное оборудование, которого раньше не было. Один из старых знакомых по НИЭМИ, ведущий конструктор этого института Валентин Осипов объяснил мне: «Вот сделали новую машину. Не всем нравятся гусеницы – в некоторых странах очень тщательно оберегают свои дороги. Просят, чтобы и вне их мы обеспечили высокую проходимость. В том числе и по пескам. Высокую проходимость для «Тора-М2Э», как выяснилось, обеспечил Минский завод колесных тягачей. При этом машина имеет хорошие скоростные качества, развивает скорость до 80 км/час по дорогам и 30 км/час по грунтовке и имеет изменяемый клиренс. Для прохода под мостами и виадуками, а также для погрузки в транспортные самолеты. Да и несколько дешевле, чем «Тор-М1». И легче его почти на четыре тонны. За счет применения новых материалов и элементов. Более того, новая машина может быть в виде контейнера, буксироваться за тягачом, располагаться на палубе боевого корабля. В том числе и сравнительно небольшого водоизмещения. Но главное – у «Тор-М2Э» резко увеличена огневая производительность. Если раньше машина могла стрелять по нескольким целям одновременно с интервалом одна ракета через каждые четыре секунды, то теперь она стреляет через каждые две секунды. Раньше обстреливала цели с темпом 10–12 ракет в минуту, сейчас этот показатель увеличен вдвое. На машине сменена фазированная антенная решетка на более производительную. Она обеспечивает круговой обзор пространства в заданном секторе по углу места. Также заменена антенна поиска цели и введен второй захватный канал. Что позволяет обнаруживать и опознавать воздушные цели, проводить анализ воздушной обстановки, а также автоматически выбирать наиболее опасные для обстрела мишени. И вместе с заменой бортового электронно-вычислительного комплекса, который переведен на твердотельную высокопроизводительную цифровую аппаратуру, у машины значительно увеличена возможность по отражению массированных атак любых воздушных и баллистических целей. Если раньше «Тор-М1» боролся с самолетами, вертолетами и высокоточными боеприпасами и крылатыми ракетами, то теперь он умеет эффективно сбивать беспилотные ударные и разведывательные летательные аппараты. Вообще абсолютно любые цели в своем классе дальности. На средних, малых и предельно малых высотах. В сложной воздушной и помеховой обстановке. Даже с минимальной отражающей поверхностью или, как говорят специалисты, с эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР), составляющей даже пять сотых квадратного метра. Правда, как сказал мне Валентин Осипов, именно борьбой с ударными БЛА, которые сегодня становятся очень модными средствами нападения, и была вызвана необходимость резкого повышения огневой производительности «Тор-М2Э». Есть у «Тор-М2» и оптико-тепловизионный канал, что дает ему возможность работать круглосуточно. Есть и еще одна особенность у нового «Тора». Его экипаж или боевой расчет сокращен с четырех человек до трех. Кстати, вместе с водителем. Подобного нет ни на одной боевой машине мира, чтобы такую важную задачу, как защита позиций общевойсковых подразделений, могли обеспечить так мало специалистов. В батарее «Тор-М2», она состоит из четырех боевых машин, двух транспортно заряжающих и боекомплекта самих ракет, машин технического обслуживания, может быть и подвижной унифицированный командный пункт. Его индекс 9С737МК. Он осуществляет управление групповыми действиями пусковых и постоянную связь с высшими и средними эшелонами ПВО. Генерал-полковник Николай Фролов, начальник войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил России, сообщил мне, что в будущем, 2008 году «Тор-М2» без буковки «Э», которая обозначает экспортный вариант, начнут поступать в Российскую армию. Они придут на смену ЗРК «Оса», которые еще пока остаются в зенитно-ракетных полках общевойсковых (мотострелковых и танковых) дивизий. «Это самая лучшая зенитно-ракетная система ближнего действия, которую я знаю, – заявил мне генерал. – Она сейчас проходит государственные испытания, и по их результатам мы примем решение. Оно предопределено». А генеральный директор концерна «Алмаз-Антей», в который входят НИЭМИ и ИЭМЗ «Купол», Владислав Меньшиков сказал, что зарубежный портфель заказов предприятия составляет 6 млрд. долл. Заказы распределены на ближайшие пять лет. И вместе с гособоронзаказом для Российской армии, он, кстати, на 2008 год увеличен в два раза, составляют надежную основу для развития систем и комплексов противовоздушной обороны. «ТОР» – АРМИИ ХХI ВЕКА Куда и как будут развиваться зенитно-ракетные комплексы сухопутных войск и среди них наш «Тор», ученые и конструкторы пока не говорят. Но известно, что концерн ПВО «Алмаз-Антей», куда входит НИЭМИ и «Купол», работает над системой противовоздушной и противоракетной обороны пятого поколения. Ее основой будет недавно принятая на вооружение зенитно-ракетная система С-400 «Триумф». Но не только. Академик Вениамин Павлович Ефремов незадолго до своей кончины говорил мне, что будущее системы ПРО и ПВО, как объектовой, так и общевойсковой, видимо, будет состоять из определенных модулей, которые объединят в себе пункты боевого управления зенитно-ракетными системами, многофункциональные радиолокаторы, аппаратуру зенитных управляемых ракет, программно-алгоритмическое обеспечение наземных средств и ракет, а также системы наведения ракет на цели. Причем самых разных ракет Ваши идеи по совместному использованию с РТВ?

Сергий: Москвич пишет: Сколько это проработает в танке без обслуживания Зависит от подготовки эксплуататоров. 110 градусов имеется ввиду по каждому азимуту и 10, и 50 и 90. По 55 град. в каждую сторону от любого азимута. кВт для танка это мало. Вес да, большой. Лучше действовать группе танков и с прикрытием пехотой. 100% защиты не бывает.

иванов в: Анах они нужны с нашей элементной базой которой нет иностранные подержанные покупать будут

е512: Алеша пишет: А вот оплата труда-это да.

Сергий: Алеша пишет: Москвич пишет: цитата: танк с толщиной брони 700мм. Это трактор,космический А ТОР как оценишь?

Сергий: Алеша пишет: А чего там слышно про новые локаторы? Алеша! Я выложил про "ТОР м1" прочти.

Москвич: Сергий пишет: А ТОР как оценишь? Видел видеозапись стрельб из Ашулука, Испытывали эшелонированную ПВО. Сначала цели сбивали С-300, а летящие обломки, даже небольшие, добивали "Торами". Картина потрясающая.

Москвич: Что сейчас, не очень понятно, а вот что было. Здесь пара клипов. Смотри 1 Смотри 2 Смотри 3

е512:

Фёdорыч44: Вот такая весёлая армия нам нужна!

е512: Фёdорыч44 пишет: Вот такая весёлая армия нам нужна! Судя по лампасам-пьяные генералы резвятся!

Гурий: Это казаки пьяному генералу яйца отбивают!

sobol: По теме. Сегодня в АИФ опубликована статейка, в которой зам.министра обороны генерал Васильев (его бы под копыта!) рассказывает взахлеб как МО сокращает военные ВУЗы и создал уже 37 учебных военных центров при гражданских ВУЗах. Вот такой политик у мебельщика. Через пару десятков лет в армии не останется кадровых офицеров. Мы обсуждаем какая армия нам нужна - а эти уроды уже все обсудили и делают. Ну не суки?

Гурий: А сам то уже енерал-маёор! Проздравляю!

sobol: Не за звезды воюем Гуря!



полная версия страницы